ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края

Обращение избирательной комиссии Краснодарского края к представителям средств массовой информации

Значение и роль средств массовой информации в избирательном процессе, их воздействие на формирование электоральных предпочтений избирателей, а также на то или иное их отношение к институту выборов как таковому трудно переоценить.
Организации, осуществляющие выпуск СМИ, журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют очень важную социальную миссию – они способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах.
Избирательная комиссия Краснодарского края традиционно уделяет большое внимание вопросам взаимодействия с организациями, осуществляющими выпуск СМИ, и вопросам обеспечения прав и законных интересов, как этих организаций, так и всех иных участников избирательного процесса в сфере информационного обеспечения выборов.
В целях обеспечения строгого и безукоснительного соблюдения требований законодательства в сфере информационного обеспечения избирательного процесса представителями СМИ и другими его участниками обращаем внимание на следующие ключевые моменты.
При освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, взаимодействии с кандидатами и политическими партиями организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий, редакциям сетевых изданий следует руководствоваться:
— Конституцией Российской Федерации;
— законодательством о выборах, основу которого составляет Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях), а также Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах депутатов);
— Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ);
— Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
— Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
— Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
— Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП);
— Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
— иными федеральными законами;
— постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, решениями иных избирательных комиссий;
— нормативными актами органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере массовых коммуникаций.
Согласно статье 44 Федерального закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию. Информационное обеспечение выборов призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
Информационное обеспечение выборов осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий, редакций сетевых изданий.
С учетом требований избирательного законодательства выделяются следующие этапы информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва:
1) со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов, то есть со дня начала избирательной кампании, до выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов;
2) с момента выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов до начала агитационного периода в СМИ (на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва – до 19 августа 2016 года включительно);
3) с начала агитационного периода в СМИ до ноля часов дня, предшествующего дню голосования;
4) день, предшествующий дню голосования, и день голосования.
На всех перечисленных этапах организации СМИ вправе осуществлять информирование избирателей в соответствии с требованиями законодательства о выборах. Информация должна отвечать требованиям объективности, достоверности, соблюдения равенства прав политических партий и кандидатов.
Со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов в СМИ могут публиковаться исключительно информационные материалы о выборах, о кандидатах, о политических партиях.
С момента выдвижения федеральных списков кандидатов организации СМИ в порядке информирования избирателей освещают в информационных программах, на страницах периодических печатных изданий предвыборные мероприятия политических партий, соблюдая принципы объективности, достоверности, равенства прав политических партий, в том числе по объему эфирного времени, посвященного такой информации, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. Информация о таких мероприятиях должна даваться отдельным блоком, без комментариев.
Частью 4 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях также предусмотрено, что организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 указанной статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов.
Организации телерадиовещания, редакции сетевых изданий вправе также на основании пункта 2 указанной статьи организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в сетевых изданиях.
В целях осуществления информирования избирателей организации СМИ могут приглашать для участия в аналитических программах представителей политических партий, кандидатов. При этом должен соблюдаться принцип равенства политических партий, кандидатов. Участникам информационных и аналитических программ – представителям политических партий, кандидатам следует учитывать недопустимость проведения ими предвыборной агитации в ходе участия в названных программах.
Организации СМИ не вправе допускать собственной предвыборной агитации, а также распространять какие-либо материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, за исключением представленных в рамках агитационного периода в СМИ политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, кандидатами.
На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в период, который начинается с 20 августа 2016 года и заканчивается в ноль часов по местному времени 17 сентября 2016 года, организации СМИ вправе (а государственные СМИ – обязаны) предоставлять политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, а региональные СМИ также и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам – эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Предоставление осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона о выборах депутатов на условиях равенства вышеуказанных политических партий, кандидатов.
Организации СМИ не вправе в течение пяти дней, предшествующих дню голосования (то есть, начиная с 13 сентября 2016 года), и в день голосования опубликовывать (обнародовать) результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, иные исследования, связанные с указанными выборами, а в день голосования – также опубликовывать (обнародовать) данные об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва до момента окончания голосования на территории Российской Федерации. Аналогичные правила действуют и в ходе региональных и муниципальных избирательных кампаний.
Как уже отмечалось выше, информируя о кандидатах, политических партиях, представители СМИ должны соблюдать принципы беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий.
Соблюдение принципа равенства кандидатов, политических партий обеспечивается установленными в Федеральном законе об основных гарантиях, Федеральном законе о выборах депутатов гарантиями их участия в избирательном процессе.
В сфере информационного обеспечения выборов эти гарантии заключаются в следующем:
1) при осуществлении информирования избирателей в информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений (пункт 5 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях);
2) устанавливается обязанность государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, а также редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям (пункт 1 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях), в частности, предоставить в случаях, предусмотренных законом, бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в равных объемах всем кандидатам, политическим партиям, не отказывать в предоставлении платного эфирного времени в случае, если иным кандидатам, политическим партиям такое эфирное время предоставляется, не взимать с разных кандидатов, политических партий разный размер оплаты за предоставленные эфирное время, печатную площадь, равные по объему и иным параметрам;
3) негосударственные организации телерадиовещания, уведомившие соответствующую избирательную комиссию о готовности предоставлять эфирное время за плату, обязаны предоставлять политическим партиям, зарегистрированным кандидатам эфирное время для проведения предвыборной агитации на равных условиях;
4) негосударственные периодические печатные издания, сетевые издания, уведомившие соответствующую избирательную комиссию о готовности предоставлять за плату печатную площадь, услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях, обязаны предоставлять печатную площадь, указанные услуги на равных условиях оплаты.
Принцип равенства кандидатов, политических партий при осуществлении организациями СМИ, редакциями сетевых изданий информирования избирателей означает недопустимость замалчивания общественно значимой информации об одних кандидатах, политических партиях в сочетании с постоянным информированием о любых, даже самых незначительных, действиях других кандидатов, других политических партий, обнародования имеющейся негативной информации об одном кандидате и замалчивание аналогичной информации о другом и тому подобное. Если говорить кратко, принцип равенства кандидатов, политических партий при информировании избирателей нарушается в случае несбалансированной подачи информации о кандидатах, политических партиях, предвзятого подхода к различным кандидатам, политическим партиям. Поэтому организации СМИ, редакции сетевых изданий должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом.
Следует отметить, что редакция имеет право отказать кандидату в публикации агитационных материалов, размещаемых в рамках распределенного в соответствии с законом платного или бесплатного эфирного времени, печатной площади, в следующих случаях:
– если агитационный материал содержит признаки экстремизма (статья 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»), злоупотребления свободой массовой информации (статья 4 Закона о СМИ);
– если агитационный материал заведомо содержит признаки клеветы или оскорбления (статья 1281 УК, статья 5.61 КоАП).
В случае наложения главным редактором СМИ запрета на выпуск агитационного материала за кандидатом остается право воспользоваться предоставленными ему эфирным временем, печатной площадью, заменив агитационный материал.
В иных случаях редактор не может запретить выпуск в свет агитационного материала, представленного кандидатом.
Доверенному лицу кандидата следует отказать в размещении агитационного материала, если оно не предоставит согласие кандидата на распространение этого материала (если материал размещается вне рамок бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади – также и документа об оплате публикации из избирательного фонда).
Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащаяся в СМИ, является уголовно наказуемым деянием (статья 1281 УК). Следовательно, если редактор СМИ заведомо знает о содержащейся в агитационном материале клевете, он не вправе разрешить его выпуск в свет.
В иных случаях, когда в агитационном материале «есть явные выпады в адрес другого кандидата», редактор не может запретить выпуск в свет агитационного материала. Вместе с тем, если речь идет об агитационном материале, размещаемом на телевидении, организации телевещания целесообразно предупредить кандидата о том, что он нарушает запрет, установленный частью 7 статьи 69 Федерального закона о выборах депутатов.
В договоре о предоставлении эфирного времени, печатной площади также можно оговорить вопросы ответственности за содержание размещаемых агитационных материалов, которое может вызвать претензии со стороны соперников кандидата.
В свете выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и других выборов, проводимых на территории Краснодарского края в единый день голосования 18 сентября 2016 года, избирательная комиссия Краснодарского края обращается к представителям средств массовой информации независимо от их формы собственности, территории распространения их продукции и любых иных обстоятельств, с пожеланием того, чтобы эти избирательные кампании освещались организациями СМИ бесконфликтно, максимально корректно по отношению к участникам избирательного процесса, гражданам Российской Федерации, друг к другу и в полном соответствии с нормами действующего законодательства[1].

 

 

 

[1] При подготовке данного материала использована брошюра «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы» / М.В. Гришина, Е.С. Данилова, В.И. Луценко, Ю.Н. Пугачева, М.В. Цветкова, П.П. Шеншин. – М.: РЦОИТ, 2016.