ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края

Статус наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голо-са, представителей средств массовой информации

При проведении выборов зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, вправе назначить наблюдателей в каждую УИК, в том избирательном округе, в котором кандидат, кандидаты либо краевой список кандидатов зарегистрированы.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Наблюдатели могут осуществлять свою деятельность в том избирательном округе, в котором зарегистрирован назначивший их кандидат. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения.

В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель. Обращаем внимание, что доверенным лицом направление не выдается. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе (а в случае направления наблюдателя кандидатом,  — проставление печати) не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Наблюдатель вправе представить избирательной комиссии номер своего контактного телефона, который должен быть зафиксирован в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов.

Направление, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке. Установление иных, кроме указанных в Законах, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Наблюдатель не вправе:

— выдавать избирателям бюллетени;

— расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;

— заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетень;

— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

— принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней;

— препятствовать работе УИК;

— проводить агитацию среди избирателей;

— участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Наблюдатель вправе:

— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;

— обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

— носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию, при этом величина и толщина шрифта, которым нанесена информация о фамилии, имени и отчестве зарегистрированного кандидата или наименовании избирательного объединения не может быть больше, чем у иной информации на нагрудном знаке;

— визуально знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

— наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

— присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

— визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

— наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

— знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

— обжаловать в порядке, установленном законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Осуществление указанных прав наблюдателем не должно приводить к приостановке процесса голосования, в том числе выдачи избирателям бюллетеней для голосования и осуществлению избирательных прав граждан, находящихся в помещении избирательного участка либо ожидающих прибытия к ним членов участковой избирательной комиссии, иных лиц, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования по поданным ими заявлениям.

Члены комиссии с правом совещательного голоса.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить по одному члену в каждую участковую избирательную комиссию с правом совещательного голоса. 

Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица:

— не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство;

— признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

— не достигшие возраста 18 лет;

— депутаты;

— выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

— судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

— лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

— члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Документы, подтверждающие полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса:

— письменное заявление от зарегистрированного кандидата;

— заявление гражданина о согласии быть членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса;

— паспорт или заменяющий его документ.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе:

— выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

— знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий;

— удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;

— обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд;

— присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования;

— поставить свою подпись на мешках или коробках с запакованными избирательными бюллетенями после завершения подсчета голосов избирателей.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе:

— выдавать и подписывать бюллетени;

— участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

— составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;

— участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

— составлять протоколы об административных правонарушениях.

Представители СМИ.

На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации.

Документом, подтверждающим полномочия представителя СМИ, является редакционное и аккредитационное удостоверения, которое действительно при наличии паспорта или иного документа удостоверяющего личность. Срок действий аккредитационных удостоверений выданных на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации завершился 20 августа 2017 года.

В редакционном удостоверении, как правило, должна содержаться следующая информация:

— наименование СМИ;

— Ф.И.О. представителя СМИ;

— статус представителя СМИ;

— фотография представителя СМИ;

— указан срок действия редакционного удостоверения;

— подпись руководителя организации, выпускающей СМИ (или иного уполномоченного на то лица), заверенная печатью организации.

В случае отсутствия редакционного удостоверения представителем СМИ должен быть предъявлен иной документ, подписанный руководителем организации, выпускающей СМИ (или иным уполномоченным на то лицом), и заверенный печатью организации.

Если редакционное удостоверение либо иной документ представителя СМИ не имеет фотографии, то лицо, позиционирующее себя как представитель СМИ, обязано дополнительно предъявить паспорт или документ, его заменяющий.

Данные документы журналист, согласно пункту 9 статьи 49 Закона о СМИ, обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию. Кроме этого, при возникновении спорных ситуаций, требуется сообщить контактные телефоны редакции СМИ.

Председатель избирательной комиссии либо по его поручению иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе проверить в редакции СМИ, выдавшей предъявленный документ, его достоверность и полномочия предъявителя.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:

1) присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

3) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку. При этом не допускается нарушение тайны голосования и контроль за волеизъявлением избирателей. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается проводить съемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней. При съемке работы УИК со списком должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

Представитель средства массовой информации не вправе:

— вести съемку списков избирателей, других избирательных документов, содержащих персональные данные избирателей, в результате которой эти данные могут быть несанкционированно использованы;

— нарушать тайну голосования;

— производить фото- и видеосъемку избирателей, требующих прекратить эти действия в отношении них;

— своими действиями препятствовать работе избирательных комиссий, а также вмешиваться в их деятельность.

Представители средств массовой информации не имеют полномочий наблюдателей.

Законодатель не ограничивает одновременное присутствие в помещении для голосования нескольких представителей одного СМИ.