ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края


28 января 2005

Обсуждение Закона — дело важное и нужное…

Обсуждение Закона — дело важное и нужное…

21 января 2005 года избирательная комиссия Краснодарского края провела научно-практический семинар с участием депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, специалистов в области избирательного права, ученых-правоведов, посвященный обсуждению проекта Федерального закона  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Законопроект устанавливает, что все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы.

На семинаре было отмечено, что пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий. Как показала практика, деятельность партийных фракций более эффективна, чем деятельность независимых депутатов.

Новеллами данного законопроекта являются положения, в соответствии с которыми федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые на основании Федерального закона «О политических партиях» имеют право участвовать в выборах. Законопроект не предусматривает возможность создания избирательных блоков на выборах депутатов Государственной Думы.

В федеральный список кандидатов включается не более 450 кандидатов, которыми могут быть не только члены политической партии, но и иные лица. Причем, число таких лиц не должно превышать 50 процентов от числа кандидатов, включенных в указанный список.

Кроме того, каждый гражданин Росси, обладающий пассивным избирательным правом, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами партии, она должна быть рассмотрена на конференции регионального отделения. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов.

Законопроект ужесточает ряд требований, направленных на обеспечение реального, а не фиктивного сбора подписей. В частности, уменьшено с 25 до 5 процентов количество подписей, которые можно представить в комиссию сверх числа подписей, необходимого для регистрации федерального списка кандидатов. Уменьшен с 25 до 5 процентов допустимый процент недостоверных и недействительных подписей. В целях облегчения проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в число документов, представляемых в избирательную комиссию, включен список сборщиков подписей с указанием сведений о них и их собственными подписями. Причем, указанные сведения и подписи должны быть заверены нотариально. Таким образом, партии должны будут значительно ответственнее подходить к процедуре сбора подписей.

При проведении  выборов депутатов Государственной Думы следующего, пятого созыва  впервые будет учитываться увеличенный с 5 до 7 процентов барьер, который необходимо преодолеть федеральному списку кандидатов.

В завершении мероприятия, участники семинара отметили, что данный законопроект, устанавливая новый порядок формирования Государственной Думы, направлен на расширение демократических начал участия граждан в управлении государством, на развитие политической системы, на расширение прав и ответственности политических партий. В то же время он отражает новый качественный уровень построения института выборов на современном этапе развития нашего общества и государства.