ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края

Лекция Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Чурова В.Е.

Лекция Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Чурова В.Е. «Законодательные инициативы по улучшению качества народного представительства и созданию условий для свободной и справедливой конкуренции между партиями, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Основные вопросы текущего периода и задачи по подготовке к единому дню голосования 14 марта 2010 года»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, что современная избирательная система Российской Федерации не оставляет нам фактически времени на отпуск, не оставляет нам времени для передышки. Еще не закончилось подведение итогов (я имею в виду судебные процедуры) единого дня голосования 11 октября, а уже начинаются, даже формально, избирательные кампании в восьми субъектах Российской Федерации, более чем в пяти тысячах населенных пунктах, работа по подготовке к единому дню голосования 14 марта.
Единые дни голосования, введенные сравнительно недавно в наше законодательство, привели к тому, что вся страна следит за тем, что происходит даже в самых незначительных по размерам населенных пунктах, поселениях Российской Федерации. Если бы не единые дни голосования, ну кто бы так живо на всероссийском уровне обсуждал город Воскресенск или Приморско-Ахтарске, или участок № 192 в Москве. Единый день голосования позволяет нам с вами устанавливать единые нормы и единые правила до самых мельчайших деталей на всем огромном пространстве России. Это и накладывает на нас дополнительную ответственность, и дает нам возможность дополнительно изучать опыт наших соседей, контролировать.
Поэтому в субботу я сформулировал очередной бессмертный закон Чурова. Он звучит так: кто не хочет больше работать, тот будет работать значительно меньше со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это относится и к центральному аппарату, и к аппаратам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований.
Какова функция юристов, работающих в избирательных комиссиях. Наверное, у каждого сейчас есть цифровой фотоаппарат. А в цифровом фотоаппарате одна из важнейших функций при обработке снимка – убирать цветовой шум. Вот также и мы с вами. Понятно, что в целом избирательная система работает в соответствии с законодательством, но при этом, как и во всех других отраслях права, постоянно возникают коллизии, связанные и с применением смежных законодательных актов, и с жизнью. Жизнь подбрасывает все новые и новые задачи, которые нам с вами надо решать в соответствии с законодательством Российской Федерации, а затем эту практику обобщать, то есть составлять уже стандартную программу фильтрования цветового шума. Вот, мне кажется, в этом главная задача юристов – обеспечивать максимально точное соблюдение законодательства, обеспечивать правоприменительную практику. Во второй части моего сегодняшнего выступления мы остановимся на этих вопросах.
Сейчас я хотел бы подчеркнуть, что те предложения, которые второй год подряд формулирует в своем послании Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, и те практические задачи, которые ставит перед правительством в области обеспечения организации выборов Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, базируются на нашей с вами работе, на нашей с вами правоприменительной практике, потому что иной правоприменительной практики в избирательной системе Российской Федерации просто нет и быть не может. Поэтому мы относимся с вами к поручениям, которые дает нам Президент, как к совершенно понятным, ясным, поскольку они проистекают из той правоприменительной практики, которую предоставляем мы с вами. Предоставляем широко, открыто, гласно не только Президенту, но и всем 107 миллионам российских избирателей, включая и политические партии, и кандидатов всех уровней. Поэтому юрист является ключевой фигурой, и главная фраза в нашей с вами работе: а соответствует ли это закону?
 
Остановлюсь на тех позициях, которые уже реализуются. Мы с вами можем гордиться тем, что первыми из всех российских структур приступили к реальной работе по посланию без малейшей паузы, без малейшей задержки. И смотрите, что получается.
Итак, 10 пунктов. Также 10 пунктов было, если вы помните, сформулировано в предыдущем послании, и практически все они выполнены, многие из них – с нашим участием.
Итак, первый пункт: ввести единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Честно признаться, я давно раздумывал над этим, еще работая в Петербурге. В 1990 году я и Николай Евгеньевич Конкин были депутатами последнего Ленсовета 21-го созыва (в марте будущего года будет 20-летие, отметим), и нас было 400 человек на пятимиллионный город. Тогда численность населения Ленинграда впервые превысила пять миллионов человек. Сейчас в Петербурге проживает несколько меньше пяти миллионов, но Законодательное Собрание состоит из 50 депутатов. Я думал над тем, много это или мало? 400, потом ? раз, сразу 50. А потом еще свершился переход на смешанную систему. До этого в Петербурге избирали по мажоритарной системе 50 депутатов. Конечно, при переходе на смешанную систему избирательная ситуация изменилась.
Для нас с вами этот вопрос не является тем вопросом, в котором мы главные исполнители. Мы будем лишь исполнять введенные изменения. Может быть, будет измененная нарезка округов, может быть, будут изменения в системе формирования региональных групп, как только что провели изменения в Свердловской области и Хабаровском крае. Здесь мы должны очень внимательно следить, чтобы та электоральная география, которая придет на смену существующей, соответствовала Федеральному закону «Об основных гарантиях…», другим законам, общим правилам демократических выборов о том, что округа должны быть примерно равны по численности, о том, что все избиратели проинформированы о произошедших изменениях и т.д. В Петербурге на выборах в органы местного самоуправления мы столкнулись с жалобами по поводу изменения места расположения одного или двух участков. Избиратели достаточно консервативны, они годами привыкли ходить в одно и то же место. И изменение места расположения участка или изменение границ округа должно быть им разъяснено в абсолютной мере, особенно людям старшего возраста.
По нашему мнению, в будущем законодательстве по численности, по унификации численности законодательных (представительных) органов власти следует учесть как минимальную планку, минимальную численность их состава, так и максимальную численность. Иначе мы столкнемся с нарушением принципа представительности органов власти. Возможно, потребуются изменения и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Тем более, что эта норма будет связана со вторым предложением Президента, а именно: чтобы все партии, представленные в региональных парламентах, получили возможность формирования фракций. Всем должно быть гарантировано, что из их представителей будут замещаться депутатские вакансии для работы на постоянной основе и на руководящих постах.
Теоретически представим себе такую картину: семь партий, все зарегистрированные в Российской Федерации, преодолевают барьер, или если, скажем, в каком-то субъекте вдруг барьера вообще не окажется. В этом случае понятно, что численность законодательного органа по совокупности этих двух предложений не должна быть меньше семи человек.
Хотел бы обратить ваше внимание на одну проблему, которая уже раньше встала перед нами. Это – применение различных методов распределения мандатов после голосования. Кстати, не только метод бельгийского маркиза Империали, но и наш с вами любимый метод Хейра и другие модификации при определенном соотношении числа мандатов, заградительного барьера и соотношении голосов между партиями, списками кандидатов приводят к тому, что иногда партия, преодолевшая барьер, не получает мандат.
Для исключения такого случая мы настоятельно потребовали от всех субъектов Российской Федерации включить в свое законодательство следующую норму: всякая партия, всякий список кандидатов, преодолевший любой барьер, установленный законодательством, сначала получает гарантированно по одному мандату, и лишь затем остальные мандаты распределяются по методу делителей или по методу остатка. Это независимо от других тем должно быть обязательно разрешено, потому что Центральная избирательная комиссия выработала свою позицию, и нашу позицию мы будем поддерживать и в судебных процессах, и в иных спорах. А позиция состоит в том, что прохождение барьера первично, и любая прошедшая партия должна получить хотя бы один мандат.
Что касается прямой законодательной реализации предложения № 2, то здесь это, конечно, вопросы регионального законодательства и регламентные работы законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Мы с вами будем внимательно следить, как это будет происходить, тем более, что здесь есть и наша функция, потому что только мы с вами в соответствии с законом перераспределяем мандаты в случае выбытия депутата, скажем, в связи с переходом его на работу в исполнительные органы власти. Соответственно, мы каким-то образом тоже участвуем в этом процессе, как люди, перераспределяющие мандаты в течение всего срока или, как говорят юристы, каденции законодательного органа.
Третье предложение. Там, где это еще не установлено, партии, за которые на региональных выборах проголосовало более пяти процентов избирателей, должны получить гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации. В настоящее время существуют две модели такой избирательной системы. Это либо реализованная на федеральном уровне система «5–7», когда партия, преодолевшая пятипроцентный барьер, но не преодолевшая семипроцентный барьер, получает от одного до двух мандатов (это как бы исключение из пропорциональной системы), либо простое снижение барьера до пяти процентов.
В настоящее время в Воронеже накануне выборов проведено изменение по системе «5–7». Соответственно, это тоже сказывается на нашей с вами электоральной географии и электоральных подсчетах. Ни в коем случае нельзя ошибиться при подведении итогов при распределении мандатов. Правовые вопросы здесь решаются достаточно просто, но с очень четким знанием электоральной географии и математики, поскольку особенно в тех регионах, где на выборах организуется множество региональных групп, очень четко проследить, как будет реализована вот эта норма.
Четвертое предложение. Партии, не представленные в Государственной Думе, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах. Такой же принцип можно установить и для муниципальных выборов. Хочу заметить, что данное предложение относится только к партийным спискам. Речь не идет об освобождении от этой возможности кандидатов-самовыдвиженцев, кандидатов в мажоритарных округах. Поэтому если на уровне партийных списков эта норма будет отменена, то есть возможность собирать подписи, то это не означает, что мы юридически ослабляем требования к проверке подписей, собранных отдельными кандидатами.
Пока все наши с вами правовые наработки – инструкции по работе экспертов при проверке подписей и так далее – сохраняются в силе. Другое дело, что применяться они будут реже, поскольку вероятно, если это предложение будет реализовано и поддержано в субъектах Российской Федерации, то количество подписей, которые придется проверять, резко уменьшится.
Пятое. Речь идет об открытости и гласности. Вы знаете, насколько успешным было первое выступление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в Государственной Думе по итогам единого дня голосования. Вы знаете, что мы обратились в Государственную Думу с предложением сделать эту практику регулярной – после каждого единого дня голосования по прошествии примерно двух недель заслушивать наш отчет. Очевидно, что подготовка аналогичных отчетов ваших председателей на три четверти ляжет на ваши плечи, потому что от нас просят и оценку уже к этому времени поступивших и особенно рассмотренных в день голосования и перед голосованием жалоб, общую оценку правовой ситуации на выборах разных уровней. Поэтому я на совещании с председателями избиркомов призвал всех их выступить с инициативой регулярного отчета после выборов перед законодательными (представительными) органами власти, а также органами власти местного самоуправления, а здесь, я еще раз подчеркну, три четверти подготовки – это юридическая подготовка. С высокой трибуны нельзя произнести ни одного неправомерного слова, употребить неправомерный термин или еще что-то в этом роде.
Очень важно, чтобы непарламентским партиям была предоставлена возможность участия в работе избирательных органов. В этом для нас нет ничего необычного. Уже третий год Центральная избирательная комиссия предоставляет такую возможность всем зарегистрированным в Российской Федерации партиям. В 2007 году мы встречались с представителями 21 партии. И мы знали, что приходят на наши совещания представители 16–15 партий. Судьба оставшихся даже их самих уже никак не волновала. Сейчас действует Экспертный совет при Председателе Центризбиркома, куда входят представители всех семи партий. И недавно мы ввели в практику их постоянное присутствие на заседаниях Центральной избирательной комиссии. Соответствующая поправка будет внесена и в Регламент. Делайте просто как мы. В настоящее время законодательство не предусматривает за ними, если они не представлены фракциями в ваших парламентах, полноценных прав и обязанностей, связанных с членством в избирательной комиссии соответствующего уровня. Возможно, такая поправка тоже появится.
Все семь политических партий Российской Федерации будут наделены правом участия во всех избирательных комиссиях. Сейчас, как вы знаете, три партии имеют право выдвигать своих представителей, но мы можем с этим соглашаться или нет. Может быть, будет введена и обязательная норма. Но в настоящее время, я еще раз подчеркну, мы должны обеспечить им минимальный набор прав, то есть, как и всем избирателям Российской Федерации, дать право знакомиться с документацией, присутствовать на заседаниях и выступать на этих заседаниях. Я еще раз подчеркну: в ваши обязанности входит следить за тем, чтобы их выступления соответствовали повестке дня и чтобы их участие в заседаниях избирательных комиссий не перерастало в политические демарши и акции. Работа в избирательной комиссии ? это правовая работа.
Сегодня на рабочей оперативке, будучи весьма расстроенным гибелью моих знакомых в «Невском экспрессе» (а там из 26 погибших почти половина людей мне знакома), я вступил в недостойную политическую дискуссию с одним из членов Центризбиркома. Я извинился, потому что недопустимо втягивать избирательные комиссии в политические дискуссии. Политические дискуссии – это парламенты. Мы должны максимально обеспечить конституционные права граждан на активное и на пассивное избирательное право. Поэтому я еще раз говорю: посмотрите на нас, мы используем разнообразные формы максимального вовлечения представителей непарламентских партий в работу. Конкретные доклады, конкретные вопросы. Посмотрите на нашем сайте соответствующие материалы. Очень, между прочим, полезная работа. У нас с вами не так много рабочих рук в комиссиях.
Шестое. Вопрос о досрочном голосовании на местных выборах. Здесь могут быть совершенно разные подходы. Например, американцы очень давно навели порядок с досрочным голосованием. У них каждый избиратель имеет право в течение недели досрочно проголосовать без объяснения причин. Этим правом воспользовалась, как вы знаете, на последних президентских выборах треть всех избирателей. С другой стороны, есть очень жесткие ограничения на Украине и довольно жесткие ограничения по досрочному голосованию в федеральном законодательстве. Я думаю, что наиболее логичным было бы введение досрочного голосования с указанием причины и необходимости этого досрочного голосования, введение соответствующего регистра, с которым должны быть ознакомлены представители всех партий, участвующих в выборах, то есть семи партий, а также общественных организаций.
Проблема досрочного голосования исчезнет сама собой, как только будет разрешено расширить перечень оснований для дистанционного голосования, прежде всего в труднодоступных, удаленных местах, за рубежом и так далее.
Открепительные удостоверения. Я уже сказал об этом председателям, особенно тем председателям, которые будут проводить выборы 14 марта: все открепительные удостоверения должны быть приведены к единому образцу – открепительному удостоверению на федеральных президентских выборах 2008 года. Обращайтесь к своим кураторам здесь. В ходе этого семинара каждый из вас должен получить образец этого удостоверения с перечнем степеней защиты и порядка заполнения. Все открепительные удостоверения 14 марта должны быть именно такого образца, без малейшего отступления. Вы знаете: персональные данные получившего, полные паспортные данные, с пропиской, с местом жительства, точно так же полные паспортные данные выдавшего удостоверения – не закорючка непонятного образца, а выдал секретарь комиссии, председатель комиссии, зампредседателя комиссии – фамилия, имя, отчество, номер паспорта, дата выдачи; выдано участковой избирательной комиссией номер такой-то, такого-то муниципального образования или субъекта Российской Федерации, располагающейся по адресу такому-то, контактный телефон.
На выборах Президента Российской Федерации такое открепительное удостоверение никто не посмел предложить продать или купить, потому что это персональная ценная бумага, за ее незаконный оборот следует соответствующая уголовная ответственность. Я еще раз подчеркну: на президентских выборах не было ни одной жалобы по незаконному использованию открепительных удостоверений. И то, что ряд субъектов 11 октября поленился ввести подобные открепительные удостоверения, привело к соответствующим жалобам.
Седьмой пункт: принять закон о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах. Федеральный закон действует уже два месяца. Все наши инструкции и методики доступны в Интернете. Здесь присутствует Леонид Григорьевич Ивлев и сотрудники, обеспечивающие исполнение, – целый отдел создан в Правовом управлении. Замечу, в Правовом управлении. Мои коллеги не дадут мне соврать: мы много спорили о том, в рамках какого подразделения создавать этот отдел, и пришли к выводу, что в рамках Правового, потому что соблюдение этой нормы, выполнение этого закона, особенно на первом этапе – это не только организационная работа. Это такая работа, которая не должна вызвать судебных споров. Значит, необходимо максимальное правовое внимание. Как только в вашем субъекте Российской Федерации примут соответствующие законы, вы должны быть заранее подготовлены, чтобы перенести на вашу почву тот опыт, который начал нарабатываться Центральной избирательной комиссией по выполнению аналогичного федерального закона.
Восьмое. Статья о ежегодном отчете руководителя исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России. Это предложение нас с вами не затрагивает никак. Это между исполнительной и законодательной властью в субъекте, их взаимоотношения.
Девятое. Межпартийная дискуссия о необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам. Я надеюсь, что у нас уже открылся дискуссионный уголок по этому вопросу. Он появился нашем на сайте, там уже должна быть статья из газеты «Советская Россия». Геннадий Андреевич Зюганов выступил с предложением полностью перейти на пропорциональную систему, и тут же близкая этой партии газета выступила с противоположной точкой зрения. То есть это – внутрипартийная дискуссия. Наша с вами задача здесь размещать материалы «за» и «против», предоставить площадку для соответствующей дискуссии. Вы знаете, что в мире по-разному подходят к этим процессам. На уровне федерального парламента в большинстве случаев все-таки применяется пропорциональная система в большинстве государств. Где-то есть смешанная система. Мажоритарной системы на уровне Федерального Собрания, федерального парламента практически нигде не осталось. Но на нижних уровнях – по-разному.
Поэтому собирайте материалы, собирайте публикации. Дмитрий Анатольевич Медведев сказал именно о дискуссии, о необходимости межпартийной дискуссии. Здесь нет императива. Поэтому наша с вами задача представить разные точки зрения.
Десятое. Это очень важный аспект – аспект технического обеспечения политической конкуренции. Мы начали работу по системному планированию этих вещей. Здесь нам тоже достаточно просто, потому что нет таких способов технического обеспечения политической конкуренции, которыми бы мы за последние годы не начали заниматься или не занимались на протяжении уже более 10 лет. Я имею в виду лучшую в России информационную систему ГАС «Выборы» и систему дистанционного голосования на судах, и эксперименты по электронному голосованию с использованием оптических сканеров и устройств с сенсорным экраном непосредственно для голосования на участках, и эксперименты по дистанционному голосованию с использованием сети Интернет с различными носителями доступа, вплоть до голосования по мобильному телефону. Также вам, вероятно, известны наши эксперименты по оснащению маячками ГЛОНАСС транспорта, перевозящего избирательную документацию, оснащение видеокамерами избирательных участков и оборудование участков системами мгновенной передачи информации сразу с участка после проведения подсчета голосов.
Все эти технические новинки, во-первых, требуют, безусловно, разъяснительной работы с избирателями. Во-вторых, они требуют правового сопровождения, даже те из них, которые не требуют внесения поправок в законодательство и в нормативные акты любого уровня. Кстати, тут есть две стороны вопроса. Эти средства обеспечивают прозрачность и открытость и должны, по идее, уменьшать число жалоб, а не увеличивать их. Они должны быть удобны для избирателей.
Начну с самого простого. Никто не мешает нам уже сейчас, и я потребовал это от организаторов выборов 14 марта, обеспечить установку маячков ГЛОНАСС на тот транспорт, который будет перевозить избирательную документацию, с трансляцией маршрута движения в Интернете. Вы знаете, мы с вами часто рассматриваем жалобы, касающиеся того, что «а вот мешок с документацией сначала завезли в администрацию, а только потом в территориальную избирательную комиссию», были случаи потери и прочее. Сейчас мы провели эксперимент, транспорт оборудован маячком ГЛОНАСС, он опломбирован, и, пожалуйста, в Интернете весь маршрут – из точки А в точку Б без заезда куда-либо. Почему опломбированных – понятно. Открутить нельзя и повесить на ошейник любимой собаке нельзя. Это транспорт, который перевозит избирательную документацию.
В чем задача юриста? Первое: разъяснить всем участникам избирательной кампании, особенно наиболее активным, что это такое, как это контролируется. Присутствуйте, пожалуйста, при опломбировании. Ваша задача – разработать инструкцию по опломбированию: кто присутствует, когда происходит, когда снимается пломба, где, кем, в чьем присутствии. Это ваш внутренний нормативный акт. Точно также с видеокамерами на участках. Закон разрешает это, но вы должны предусмотреть и заранее разъяснить участникам избирательной кампании, что установка видеокамеры по вашему нормативному акту не нарушает тайны выбора.
Михаил Анатольевич Попов – это начальник ФЦИ. Он уже имеет схемы стандартного размещения вэб-камеры с трансляцией онлайн. До закрытия участка она смотрит на дверь, ни в коем случае не на ящики для голосования. После восьми часов она перенаправляется на тот стол, где происходит процедура подсчета голосов. При этом вы, естественно, должны в инструкцию внести необходимость контрольной записи. Кто-то сидит в Интернете (ваше доверенное лицо) и записывает в память, чтобы у вас была контрольная копия. Пока в тех субъектах Российской Федерации, а их уже почти дюжина, где видеокамеры устанавливаются, ни одной жалобы с участка, где установлена видеокамера, не поступило. Очень важный момент. Но вам опять же нужно разработать четкую инструкцию и обеспечить ознакомление с ней всех участников избирательной кампании. Я имею в виду кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей и так далее.
Система передачи данных с участка. Компьютер либо спутниковая система «Гонец», либо обычная передача через sms, или иным способом. Закон разрешает это делать. Отпадает проблема копий протоколов. Во-первых, никто из членов участкового избиркома не осмелится ошибиться при заполнении копии протокола. В этом случае полностью исчезают жалобы, связанные с расхождением результатов ГАС «Выборы» и на участке.
Оптические сканеры. Требуется изменение закона, который сейчас ограничивает применение электронных приборов одним процентом избирательных участков. Вот эта норма в основном законе должна быть изменена, иначе мы не сможем развивать эту систему.
Изменяется система, они будут переходить на ответственное хранение в субъекты Российской Федерации, храниться в субъектах, применяться на всех выборах. Их стоимость будет снижена в несколько раз, ровно, как и стоимость эксплуатации. Надежность при этом будет повышена в разы. Наработка на отказ будет превышать 12 часов. Автономное питание. Несколько иная схема съема информации. Оптические сканеры будут формата А4, соответственно и все бюллетени будут формата А4. Это просто ради повышения надежности. Сканер А3 в два раза менее надежен, чем сканер А4. Задача нам поставлена непосредственно Президентом, так что будем оснащать. Участки будут оснащены либо КОИБ нового типа, либо устройствами с чувствительным экраном, всем хорошо известные. Стоимость их доведена примерно до того же уровня, что и оптического сканера, и надежность их использования такая же.
Интернет-голосование зависит от законодателя, но мы будем настаивать на том, чтобы оно было распространено не только на так называемые судовые участки, но и на все участки, расположенные в труднодоступных и удаленных местах, и на голосование за рубежом. Кстати, обмен информацей с вами Николай Евгеньевич Конкин будет осуществлять по электронной почте.
Таким образом, коллеги, вы видите, что все эти предложения базируются на нашем опыте, на нашей правоприменительной практике, вытекают из нее и позволяют нам комфортно и удобно работать в избирательной системе.
Теперь немного о конкретных задачах. Вы устанавливаете юридический надзор и контроль за деятельностью избирательных комиссий. Вы не только убираете цветовой шум, но вы – еще и главные контролеры, поэтому я вам перечислю то, что мы требуем теперь от избирательных комиссий.
По информированию. Прежде всего, сайт. Мы вырабатываем требования к сайтам избирательных комиссий всех уровней. Я думаю, что в ближайшие дни они появятся. Появится перечень минимальной информации, которая должна находиться на сайте. Просьба: о случаях отключения ваших сайтов информируйте своего куратора в Центризбиркоме. Обеспечение всех кандидатов этой информацией. Не стесняйтесь задавать вопрос: а каким законом вы пользуетесь, в какой редакции, сверили ли вы с нашим сайтом? В четверг на заседании Центризбиркома была история, когда заявитель пытался нас ввести в заблуждение. Ему подсказал один адвокат, что, дескать, на сайте висит и старая, и новая редакция закона. Но выяснилось, что он сам приложил к своей жалобе новую редакцию. Это нас выручило.
Поэтому заранее (это, кстати, новинка сезона) проверяйте формально, под запись, все ли кандидаты, все ли партии ознакомлены и пользуются новейшей редакцией закона, особенно в тех субъектах, где сейчас пройдут изменения законодательства в последние оставшиеся дни перед началом избирательной кампании. Это очень важно.
Видеотрансляция. Требуйте максимально широкой видеозаписи. Вы юристы, вы знаете, что в последнее время и судебные, и следственные органы все чаще и чаще признают правовое значение видеоинформации, ее доказательное значение. Поэтому, пожалуйста, в том числе собрания и совещания с кандидатами, с партиями, постарайтесь видеодокументировать. Этот контроль за вами, потому что для председателя вашей комиссии это – может быть, даже игрушка иногда, а для вас – это доказательная база будущих судебных и прочих разбирательств, в которых вам участвовать.
Максимальное использование региональных медиаресурсов. Следите за чистотой правовых отношений с медиаресурсами. Их правовые ошибки, правовые ошибки выступающих членов избиркомов и т.д., старайтесь их избегать и предупреждать.
Работа со списками избирателей. Мы договорились, что в феврале у нас пройдет в режиме видеоконференции (просьба всем присутствовать) конкретное совещание по этому вопросу. Оно будет совершенно необычным. Будет рассмотрен ряд ситуаций из жизни с конкретной правовой оценкой и алгоритмом действий. К примеру, дом сгорел накануне выборов, люди переселены в различные места. При этом они не потеряли активного избирательного права. Как поступать в этом случае избирательной комиссии? Дальше. Человек переселился в новый дом. Новый дом сдан госприемке, не сдан госприемке. Регистрации нет и в том, и в другом случае, но это разные правовые коллизии. Вот такие конкретные примеры будут на этом совещании рассмотрены в присутствии руководителей Федеральной миграционной службы. Соответственно, вы на видеоконференцию подтянете своих руководителей миграционных служб, администраций. Мы с вами вообще должны исключить случаи жалоб на ненахождение человека в списках. Студенты, военнослужащие по контракту, не по контракту – будут рассмотрены все имеющиеся на сегодняшний день коллизии. Слава Богу, новые не появляются, но, к сожалению, и старые не исчезают, как бы мы с вами с этим не боролись. Это – правовой вопрос.
Организация работы по голосованию вне участков. Пожалуйста, следите за своими председателями, за комиссиями, чтобы они принимали решения об открытии избирательных участков в больницах, санаториях, домах отдыха, местах массового пребывания избирателей вне постоянного места жительства. Не надо делать таких ошибок, когда в больнице заведомо более 500 избирателей (персонал плюс больные), а направляется два ящика для выносного голосования, потом добавляется еще два. Это неправильно. В таком месте должен быть организован избирательный участок. Выносное голосование – не для больниц, не для санаториев, не для домов отдыха. Там открываются участки. Выносное голосование – для инвалидов обездвиженных и тяжелобольных, находящихся на домашнем обеспечении. И по каждому этому случаю вы должны контролировать правомерность голосования вместе с наблюдателями от партий.
Работа совместно с правоохранительными органами по неуклонному выполнению всех установленных законом процедур – что это значит? Кроме неоткрытия участка, мы столкнулись и с другим случаем, когда представители одной из партий блокировали голосование в больнице: из 220 человек проголосовало чуть более 20. До сих пор по этому делу нет судебного решения, нет наказания. Вы должны добиваться наказания всех нарушителей независимо от их ранга и статуса.
Процедура подсчета голосов. Также ваша обязанность – неуклонно следить за точным исполнением процедуры подсчета голосов, чтобы она проводилась в точном соответствии с алгоритмом, заданным в законе. К сожалению, многие председатели участковых избирательных комиссий, особенно находящиеся на этой должности более 20 лет, никогда не хотят исполнять установленную законом процедуру. Им не понятно, почему нужно сначала подсчитать по спискам проголосовавших, потом списки запереть в сейф, а только потом начинать считать бюллетени. Вам, юристам, это понятно. Нарушение этой процедуры изменения порядка делает нулевым проверочные процедуры, то есть верификация результатов уже в этом случае невозможна. И по большому счету в этом случае нужно просто отменять результаты голосования на этом участке. Я уж не говорю о таких мелочах, которые вы тоже должны отслеживать: наличие на столе посторонних предметов – сумочек, ручечек, бумажечек и всего прочего. Теперь у вас будет мощное оружие – видеокамера. Сами последите выборочно и поезжайте на эти участки вместе с членами избиркома, сотрудниками аппарата, пресеките такие нарушения. Вы – юристы, вы прекрасно знаете, что в других системах, например, в судебной или следственной системе, нарушение процессуальных норм ведет зачастую к отмене приговора. Поэтому и у нас нарушение процессуальных норм может привести к отмене результата, и не только при подсчете голосов, – и при регистрации кандидата, и т.д. То есть можно закономерно отказать кандидату в регистрации и напороться на несоблюдение процессуальных норм, и тогда будет поставлено под сомнение это решение. Процессуальные нормы должны быть неукоснительно в поле вашего зрения.
Процедура рассмотрения жалоб. Я приведу вам следующий пример тоже из жизни. Поступила жалоба от одного из кандидатов о том, что во время его агитационной передачи по телевидению была отключена электроэнергия. Мы запросили избирательную комиссию субъекта Федерации. Избирательная комиссия субъекта Федерации оказалась исключительно советского менталитета. Я, кстати, люблю Советский Союз, поверьте мне, но кое-что в нем было иначе, чем сейчас. Надо понимать разницу, что мы живем в другом мире, капиталистическом мире. И вот избирательная комиссия субъекта Федерации знает, что всегда, всю жизнь город обеспечивала «Энерго», такая организация. Они туда – запрос, оттуда бодро ответили, что никаких плановых и неплановых отключений у них не было. Они нам – ответ, мы, соответственно, ответ кандидату. И он уже потирал руки, чтобы меня срезать на выступлении в Госдуме. Я как раз перепроверил это все. И что выяснилось. Это когда-то в советские времена действительно «Энерго» – государственная организация – обеспечивала, но после реформы Чубайса энергоснабжение города производится целым рядом частных компаний. И, действительно, одна из этих частных компаний в это время производила отключение в двух микрорайонах. Это раньше в советские времена сигнал распространялся с телебашни всем поровну. Оказалось, что в этом городе интересная схема: там эфирного сигнала нет, там эфирный сигнал с общедоступного телевидения идет несколько метров до приемника кабельной сети час и распространяется всем по кабельной сети. И вот в этой частной кабельной сети было действительно отключение трансляции этого сигнала в течение определенного времени. Это я к чему. При проверке каждой жалобы вы должны учитывать все обстоятельства. И если надо, перепроверять ее дважды или трижды. Я предупредил председателей избирательных комиссий, что в случае следующих таких попыток введения в заблуждение Центральной избирательной комиссии, а соответственно, и избирателей, мы будем передавать дело в следственные органы. Вы знаете статью, по которой это будет проходить. Поэтому внимательнейшим образом с учетом всех обстоятельств осуществляйте максимальный сбор доказательств. Если вы говорите: уважаемый лидер такой-то партии, ваша информация не подтвердилась, вы должны быть на 200 процентов уверены, что она действительно не подтвердилась. Это очень важно.
Имейте в виду, что мы тоже перестраиваемся. Теперь в Управлении по организации избирательного процесса каждый куратор отвечает за все и за всех, в том числе и за вас. Вы, конечно, работаете напрямую с Правовым управлением, но не обижайтесь и не удивляйтесь, когда куратор из управления Нестерова будет вас с пристрастием допрашивать по позициям: судебные процессы – обратился, когда обратился, по какому вопросу, когда слушания, какой результат, какое определение, постановление, сколько обращений в прокуратуру, в следственный комитет, кто, когда, зачем, почему, какие последствия. То же самое по закону: какие новые приняты законодательные акты и так далее. Этим будет интересоваться у вас куратор из управления Нестерова, а мы в свою очередь будем интересоваться у него. Кураторы управления Нестерова – это наши ходячие энциклопедии по соответствующему региону.
Помещение для агитации. Равномерность предоставления помещений для агитации. Все должно быть доказательно, в том числе следите за тем, чтобы местные администрации не отказывали уважаемым агитаторам в предоставлении помещений на равных условиях.
Видите, как у нас много задач. Я вас заранее поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю вам хорошо отдохнуть в ночь с 31 декабря на 1 января, потому что 2-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го, 8-го, 9-го и 10-го многим из вас, туда, где будут проходить выборы 14 марта, будем звонить мы, будут звонить кандидаты, особенно в тех местах, где случайно закроются отделения Сбербанка. Если вы хотите отдохнуть чуть больше, наладьте в эти дни организацию работы наилучшим образом, тогда и звонить не будем.
Спасибо.