Организация голосования вне помещения для голосования
Организация голосования вне помещения для голосования
Порядок организации голосования вне помещения для голосования регулируется статьей 66 Федерального закона «Об основных гарантиях», и статьей 53 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».
До дня голосования территориальная избирательная комиссия своим решением, определяет максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на конкретном избирательном участке. Это количество определяется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
1) до 501 избирателя — 1 переносной ящик для голосования;
2) от 501 до 1001 избирателя — 2 переносных ящика для голосования;
3) более 1000 избирателей — 3 переносных ящика для голосования.
Переносные ящики нумеруются (например, на каждый из них наклеивается бумага с конкретным номером).
Избиратель подает письменное заявления или устного обращения в УИК (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Такое заявление (устное обращение) может быть подано избирателем в течение 10 дней до дня голосования, а также в любое время в день голосования, но не позднее чем за шесть часов до истечения времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре.
По закону одинаково правомерным является представление в УИК избирателем, как устного обращения, так и письменного заявления.
Законом определены следующие уважительные причины — это состояние здоровья и инвалидность, а также нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Если избиратель указал предусмотренную законом причину, то обоснованность её УИК не проверяет, т.к. закон не устанавливает процедуру осуществления проверки заявленной избирателем причины для голосования вне помещения и, следовательно, такая проверка не предусмотрена законом.
Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования и фактически может начинаться с 8-30. Это следует из нормы закона о том, что председатель УИК обязан объявить о проведении голосования вне помещения не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для его проведения и предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
Что должно быть в наличии у членов УИК выезжающих с иными лицами, имеющими право присутствовать при проведении голосования вне помещения, также определено законом. А именно:
— предварительно пронумерованный и опечатанный (опломбированный) УИК переносной ящик для голосования изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми ЦИК России;
— необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, которое не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) избирателей, включенных в реестр (либо в заверенную выписку из него), (но не может быть менее двух бюллетеней);
— реестр, поданных заявлений и поступивших устных обращений, либо заверенная выписка из него, содержащая необходимые данные об избирателе и о поступившем от него заявлении (устном обращении);
— поступившие письменные заявления избирателей;
— незаполненные бланки заявления избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, для их передачи избирателю «на дому» и заполнения им его перед получением бюллетеня;
— письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней.
При выезде к избирателю в реестре или заверенной выписки из него проставляется время выезда членов УИК к избирателю, т.е. время выезда из помещения УИК.
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. УИК должна обеспечить прибытие к месту проведения голосования не менее чем двум членам УИК с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями. Голосование вне помещения для голосования может проводиться одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, если при этом присутствует не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями.
После прибытия к избирателю он должен предъявить паспорт или документ его заменяющий и только тогда ему выдается бланк заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, указывает ту же причину голосования, которая ранее им была заявлена в устном обращении в УИК, и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом УИК с правом решающего голоса. После чего избирателю выдается избирательный бюллетень, а члены УИК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более избирательных бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов) — об общем количестве полученных избирательных бюллетеней.
В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом УИК, наблюдателем, например, родственника или иного находящегося в помещении лица. В таком случае избиратель устно извещает прибывших о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня.
При заполнении избирательного бюллетеня избиратель сам определяет место его заполнения.
Члены УИК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре или заверенной выписке из него, с которой они прибыли к избирателю.
Время окончания голосования вне помещения 20-00, т.е. последний голосующий – тот к кому Вы прибыли до 20-00.
По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика прибытия в помещение УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие голосование вне помещения для голосования вносят в список избирателей серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, и проставляют в соответствующих графах списка избирателей отметку «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставят свои подписи.
Кроме того, они составляют акт, в котором указываются сведения о членах УИК с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах УИК с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования, время проведения голосования вне помещения (с и до, при этом указание времени «с которого» проводилось голосование вне помещения должно соответствовать времени указанном в реестре или заверенной выписки из него, т.е. времени выезда из помещения УИК, а временем до которого проводилось голосование вне помещения является время прибытия выездной группы в помещение УИК, при этом если избиратель проголосовал в 20-00, то в акте указывается это время, а не время прибытия в помещение УИК), количество избирательных бюллетеней, выданных членам УИК с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также номер переносного ящика. Указанные в акте лица подписывают составленный акт. После чего осуществляется возврат секретарю УИК неиспользованных и испорченных избирателями при заполнении избирательных бюллетеней, а также передача ему оформленного акта и письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения. При этом осуществляется проверка соответствия числа привезенных письменных заявлений избирателей числу проголосовавших вне помещения избирателей по данному выезду.
Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, организующие голосование вне помещения для голосования по заявлению (устному обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.