08 ноября 2007
— Первый вопрос – о правах и обязанностях избирателей. Может ли участие в выборах в принципе быть обязанностью гражданина?
Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира и он не отождествляет государство со своей средой обитания.
Права избирателя предусмотрены Конституцией. В законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко прописано основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Естественно, избиратель — тот, кто обладает активным избирательным правом, допускающем возможность принимать участие в выборах. У нас активное избирательное право имеет ряд ограничений. Причем эти ограничения допустимы с точки зрения международных обычаев, как это принято в западных цивилизованных государствах «старой» демократии. Не имеют право избирать и быть избранным по Конституции Российской Федерации граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением. Кроме того, необходимо отметить, что тот, кто имеет право голосовать, должен являться гражданином Российской Федерации. Факт гражданства у нас устанавливается соответствующим документом – паспортом гражданина России. Однако на этих выборах, исходя из сложившейся судебной практики, Центральная избирательная комиссия допускает возможность принимать участие в выборах тем гражданам, которые по каким-либо причинам не смогли обменять паспорт СССР образца 1974 года на паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин с таким документом должен предоставить доказательства того, что он является гражданином России. Такими доказательствами могут быть: вкладыш гражданина Российской Федерации, выданных уполномоченным органом; отметка, сделанная паспортно-визовой службой, на обратной стороне обложки паспорта о том, что человек является гражданином Российской Федерации; либо отметка в паспорте о регистрации на территории РСФСР должна стоять на дату ранее 6 февраля 1992 года (если на эту дату гражданин проживал на территории Российской Федерации, то он автоматически получал российской гражданство). Только при этих трех условиях гражданин имеет право получить избирательный бюллетень по паспорту гражданина СССР образца 1974 года.
Что касается конкретных обязанностей. Здесь необходимо отметить, что в обязанность избирателя входит соблюдение всех процедур, установленных действующим избирательным законодательством по реализации его прав. Формальных моментов, установленных законом и обязательных для исполнения достаточно много, но они настолько незначительные и не требующие усилий, что мы практически их не замечаем. Если гражданин не расписывается в списке избирателей о получении избирательного бюллетеня, то он естественно не получает избирательный бюллетень и не сможет проголосовать на выборах. Также необходимость явиться на избирательный участок либо получить заранее открепительное удостоверение, чтобы в день выборов можно было прийти на любой избирательный участок. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то для реализации права голоса он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Он может сделать либо звонок, либо попросить соседей или знакомых, чтобы они оповестили избирательную комиссию, где он обычно голосует, о том, что он не сможет придти, т.е. сделать заявку для голосования. Такая заявка может быть подана в участковую избирательную комиссию с середины ноября. Срок подачи заявок истекает в 16.00 2 декабря текущего года (в день голосования). Если заявка сделана в этот временной интервал, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать. Также в обязанность избирателя входит получение избирательного бюллетеня, который после его заполнения (тайно от других) избиратель обязан опустить в избирательную урну в соответствии с требованием закона. Принуждать избирателя к голосованию либо запрещать ему голосовать никто не имеет право. Более того, если такие действия имеют место со стороны любых лиц, включая должностных, то эти лица попадают под уголовную ответственность за воспрепятствование свободному волеизъявления. В случае появления таких фактов необходимо обращаться в правоохранительные органы, в том числе и в прокуратуру.
— Насколько важно значение парламентских выборов в жизни страны?
Необходимость участия в выборах депутатов Государственной Думы обусловлена тем, что Государственная Дума является одной из трех ветвей государственной власти, от которой во многом зависит наша жизнь. Жизнь простых граждан, которая как и во всех демократических государствах основывается на правоотношениях, регулируемых законами.
Три ветви власти – исполнительная, судебная и законодательная — присутствуют во всем цивилизованном мире. В России только одна ветвь избирается на прямых выборах. Речь идет о законодательной власти. Мы не говорим о Президента Российской Федерации, потому что он по Конституции не относится ни к одной из ветвей власти, а является гарантом исполнения Конституции РФ. Исполнительная власть (правительство) формируется законодательным органом, с участием Президента Российской Федерации. Судебная власть у нас также не избирается на прямых выборах. Право народа на участие в управлении государством реализуется на прямых выборах в Нижнюю палату парламента Российской Федерации – в Государственную Думу. Именно Государственная Дума формирует основу законодательства, закладывает фундамент государственной политики по всем вопросам нашей повседневной жизни. Сама система выборов органов государственной власти, прежде всего, основана на выборе депутатов Государственной Думы. От того, как население России будет участвовать в выборах, насколько активно и осознанно, во многом будет определяться дальнейшая судьба государства.
— Выборы в Государственную Думу проходят по новому закону. Однако не все избиратели хорошо знают о том, какие изменения произошли в законодательстве. Расскажите об особенностях нынешней избирательной кампании.
Можно отметить несколько особенностей текущей избирательной кампании. Самое значительное то, что Россия перешла на пропорциональную систему выборов. Такая система практикуется во многих европейских государствах с развитой политической системой. Это происходит там, где партии состоялись, где они активно работают, где в деятельности политических партий принимает участие большое количество граждан. С 2007 года (через 15 лет жизни страны по демократическим принципам) мы перешли к чисто пропорциональной системе выборов на федеральном уровне. Это основная особенность предстоящих выборов. Переход к пропорциональной системе обусловлен целым рядом причин. Во многом это связано с федеративным устройством Российской Федерации. Предыдущие выборы по одномандатным округам, т.е. по мажоритарной системе, порой являлись стимуляторами региональных конфликтов. Представители регионов в парламенте, избираемые по одномандатным округам, большей частью боролись не за интересы России в целом, а за интересы региональных политических элит, что способствовало децентрализации федеративного государства . Не только в России, но и во всем мире стоит вопрос о целостности существования многонациональных государств. Например, в Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии происходят многочисленные конфликты, связанные с борьбой за «независимость» отдельных групп политического участия. Народы Балканского полуострова до сих пор испытывают потрясения от отсутствия объединяющих (в буквальном смысле этого слова) сил в этом регионе. Центробежные силы существуют практически в любом государстве, возникшем на постсоветском пространстве. Поэтому именно пропорциональная система выборов в национальный парламент может выступить в роли цементирующей основы для сохранения национальной целостности и суверенитета любого многонационального государства.
У пропорциональной системы есть еще рад преимуществ. Например, в пропорциональной системе пропадают только голоса тех партий, которые не преодолевают 7%-ый барьер. Остальные голоса распределяются пропорционально полученному на выборах проценту между партиями. При мажоритарной системе, когда в избирательных округах голосовали за конкретных кандидатов в депутаты, существовала система относительного большинства: тот, кто относительно других кандидатов, набирал большее количество голосов, получал мандат. Но при большом количестве кандидатов получивший мандат мог набрать менее 20% голосов, а остальные голоса никак не учитывались. Т.е. депутат отражал интересы менее 20% избирателей. Редко когда в России депутат-одномандатник получал 30-40 % голосов, и уж совсем редко более 50 % (абсолютное большинство). Сейчас «абсолютное большинство» в соответствии с предпочтениями избирателей при любом раскладе будет представлено в Государственной Думе 5-го созыва.
Во все четыре Государственные Думы (1993, 1995, 1999, 2003) выборы проводились по смешанной системе. 225 мандатов депутатов Государственной Думы распределялось по одномандатным округам, а 225 – по пропорциональной системе (по спискам партий). Россия была «нарезана» на 225 одномандатных округов, примерно равных по численности. В среднем – 500 тысяч избирателей в округе. От каждого такого округа выбирался один депутат. Сейчас мы будем проводить выборы по чисто пропорциональной системе, по партийным спискам. На сегодняшний день у нас 14 партий подали документы, и представили в ЦИК России списки кандидатов в депутаты Государственной Думы пятого созыва. Каждому избирателю 2 декабря придется выбирать между 14-тью (может быть, меньше, если какая-то партия не дойдет до дня голосования) партиями. Каждый должен будет поддержать определенную партию, интересы и программа которой ему ближе всего. На выборах будет один бюллетень. Раньше голосовали отдельно за партии и отдельно за депутатов по одномандатному округу. Хочу отметить, что на предстоящих выборах списки не будут «закрытыми». В бюллетени будут фамилии кандидатов из федеральной части списка каждой партии, а также до трех фамилий кандидатов, представляющих интересы в Государственной Думе от конкретного региона. Не будет обезличенности, будет «привязка» кандидатов к каждой конкретной территории. Избиратель будет знать, кто является представителем в Государственной Думе их субъекта и к кому конкретно можно будет обращаться с наказами, пожеланиями, вопросами и просьбами. Это основное отличие новой избирательной системы.
У нас произошли и некоторые другие изменения. Например, отменена графа «против всех». Это логично. Мы не должны дистанцироваться и уходить от политических вопросов о нашем будущем. Мы должны путем проставления отметки в бюллетени и выбрать из тех предложений будущего развития нашего общества, которые есть и воплощены в программы политических партий. Каждый должен сделать шаг именно в том политическом направлении, которое ему ближе. Раньше присутствие графы «против всех» давало повод к существованию политической неопределенности. Избиратель просто уходил от ответа, какой он хочет видеть нашу страну: «правой», «левой», «центристской», демократической, авторитарной и т.п. Сейчас государство более строго подходит к этому вопросу. Избиратель должен дать конкретный ответ, а не избегать и не прятаться от него за квадратиком в бюллетени «против всех». Отменить графу «против всех» нам рекомендовала также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по результатам прошлых выборов.
Отменен у нас и порог явки. Призываю всех избирателей придти и сделать свой выбор. Потому что отказ от выбора – это тоже Ваш выбор. Но при этом политический выбор за Вас сделают другие, те, кто пришли и проголосовали. Если на выборы придут только 1000 человек, то именно они и решат, какая будет завтра власть в стране, как быстро будет расти наша экономика, зарплаты и пенсии. Хорошо, если на выборы 2 декабря придет 1000 Ваших друзей, близких знакомых и родственников. А если наоборот?
Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государства. А это может произойти только при условии высокой явки. Именно тогда состав парламента будет четко отражать интересы и устремления всего населения.
— Как обстоят дела политических партий на сегодняшний день?
Для того, чтобы партия могла попасть в избирательный бюллетень она должна преодолеть установлен законом ценз. Избирательные цензы не являются российским изобретением, они существуют во всех цивилизованных странах. Любая группа, называющая себя политической (партия, организация, движение), не должна автоматом попадать в бюллетень для голосования, она должна доказать свою состоятельность (в противном случае длина бюллетеня измерялась бы метрами). В России существует несколько возможностей для попадания политической партии в бюллетень. В настоящий момент лишь трем партиям — КПРФ, ЛДПР и «ЕДИНОЙ РОССИИ» –не требуется ни вносить залог, ни собирать подписи. Эти партии уже доказали свою состоятельность, попав в Госдуму 4-го созыва. Остальные партии должны внесли или залог или собрать подписи в свою поддержку. Избирательный залог сегодня равен 60 млн рублей. Эта сумма эквивалентна примерна 2,5 млн долларов. Для сравнения в США кандидаты аккумулируют на своих счетах не менее 100 млн долларов. Второй вариант – собрать 200 тыс подписей. Хочу напомнить, что в настоящей момент в стране около 108 млн избирателей. Т.е. партия должна заручиться поддержкой 0,2% от всех избирателей. Сегодня из 14-ти партий, трем партиям (КПРФ, ЛДПР и «ЕДИНОЙ РОССИИ «) не нужны ни залог, ни подписи, четыре партии идут по избирательному залогу (это СПС, Патриоты России, Справедливая Россия и партия «Яблоко»), остальные партии собрали подписи. Подписи мы проверяем по методу случайной выборке. Из 200 тыс подписей ЦИК России проверяет 40 тысяч, в случае обнаружения недопустимого количества брака – еще 30 тыс. Законодатель ставит достаточно жесткие требования к «качеству» подписей. Если более 5% подписей оказываются недостоверными, то партия снимается с выборов.
Этап «заверения федеральных списков кандидатов» политической кампании прошли все 14 партий. Это объясняется возросшей политической и правовой культурой участников избирательного процесса. При этом, необходимо отметить, что подход организаторов выборов к участникам стал более либеральным. Несколько смягчились требования к агитации. На сегодняшний день ЦИК России не составил ни одного протокола об административном правонарушении со стороны партий и не вынесено ни одного замечания. Мы проводим совместные совещания и заседания по различным вопросам с участниками избирательного процесса, где договариваемся об общих правилах избирательной кампании, которые не нашли своего отражения в законе. Конечно, не все партии выдержат избирательный марафон и дойдут до дня голосования: это ощущается по трудностям, с которыми столкнулись партии на этапе сбора подписей. Но если партия пользуются достаточно широкой поддержкой избирателей никакие цензы и юридические трудности ей будут не страшны, а истинный «авторитет» партии, которым она пользуется среди населения, выраженный в цифрах, мы узнаем уже в ночь со 2 на 3 декабря при прямых включениях радио и телеканалов из здания Центральной избирательной комиссии России.
— Первый вопрос – о правах и обязанностях избирателей. Может ли участие в выборах в принципе быть обязанностью гражданина?
Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира и он не отождествляет государство со своей средой обитания.
Права избирателя предусмотрены Конституцией. В законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко прописано основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Естественно, избиратель — тот, кто обладает активным избирательным правом, допускающем возможность принимать участие в выборах. У нас активное избирательное право имеет ряд ограничений. Причем эти ограничения допустимы с точки зрения международных обычаев, как это принято в западных цивилизованных государствах «старой» демократии. Не имеют право избирать и быть избранным по Конституции Российской Федерации граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением. Кроме того, необходимо отметить, что тот, кто имеет право голосовать, должен являться гражданином Российской Федерации. Факт гражданства у нас устанавливается соответствующим документом – паспортом гражданина России. Однако на этих выборах, исходя из сложившейся судебной практики, Центральная избирательная комиссия допускает возможность принимать участие в выборах тем гражданам, которые по каким-либо причинам не смогли обменять паспорт СССР образца 1974 года на паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин с таким документом должен предоставить доказательства того, что он является гражданином России. Такими доказательствами могут быть: вкладыш гражданина Российской Федерации, выданных уполномоченным органом; отметка, сделанная паспортно-визовой службой, на обратной стороне обложки паспорта о том, что человек является гражданином Российской Федерации; либо отметка в паспорте о регистрации на территории РСФСР должна стоять на дату ранее 6 февраля 1992 года (если на эту дату гражданин проживал на территории Российской Федерации, то он автоматически получал российской гражданство). Только при этих трех условиях гражданин имеет право получить избирательный бюллетень по паспорту гражданина СССР образца 1974 года.
Что касается конкретных обязанностей. Здесь необходимо отметить, что в обязанность избирателя входит соблюдение всех процедур, установленных действующим избирательным законодательством по реализации его прав. Формальных моментов, установленных законом и обязательных для исполнения достаточно много, но они настолько незначительные и не требующие усилий, что мы практически их не замечаем. Если гражданин не расписывается в списке избирателей о получении избирательного бюллетеня, то он естественно не получает избирательный бюллетень и не сможет проголосовать на выборах. Также необходимость явиться на избирательный участок либо получить заранее открепительное удостоверение, чтобы в день выборов можно было прийти на любой избирательный участок. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то для реализации права голоса он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Он может сделать либо звонок, либо попросить соседей или знакомых, чтобы они оповестили избирательную комиссию, где он обычно голосует, о том, что он не сможет придти, т.е. сделать заявку для голосования. Такая заявка может быть подана в участковую избирательную комиссию с середины ноября. Срок подачи заявок истекает в 16.00 2 декабря текущего года (в день голосования). Если заявка сделана в этот временной интервал, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать. Также в обязанность избирателя входит получение избирательного бюллетеня, который после его заполнения (тайно от других) избиратель обязан опустить в избирательную урну в соответствии с требованием закона. Принуждать избирателя к голосованию либо запрещать ему голосовать никто не имеет право. Более того, если такие действия имеют место со стороны любых лиц, включая должностных, то эти лица попадают под уголовную ответственность за воспрепятствование свободному волеизъявления. В случае появления таких фактов необходимо обращаться в правоохранительные органы, в том числе и в прокуратуру.
— Насколько важно значение парламентских выборов в жизни страны?
Необходимость участия в выборах депутатов Государственной Думы обусловлена тем, что Государственная Дума является одной из трех ветвей государственной власти, от которой во многом зависит наша жизнь. Жизнь простых граждан, которая как и во всех демократических государствах основывается на правоотношениях, регулируемых законами.
Три ветви власти – исполнительная, судебная и законодательная — присутствуют во всем цивилизованном мире. В России только одна ветвь избирается на прямых выборах. Речь идет о законодательной власти. Мы не говорим о Президента Российской Федерации, потому что он по Конституции не относится ни к одной из ветвей власти, а является гарантом исполнения Конституции РФ. Исполнительная власть (правительство) формируется законодательным органом, с участием Президента Российской Федерации. Судебная власть у нас также не избирается на прямых выборах. Право народа на участие в управлении государством реализуется на прямых выборах в Нижнюю палату парламента Российской Федерации – в Государственную Думу. Именно Государственная Дума формирует основу законодательства, закладывает фундамент государственной политики по всем вопросам нашей повседневной жизни. Сама система выборов органов государственной власти, прежде всего, основана на выборе депутатов Государственной Думы. От того, как население России будет участвовать в выборах, насколько активно и осознанно, во многом будет определяться дальнейшая судьба государства.
— Выборы в Государственную Думу проходят по новому закону. Однако не все избиратели хорошо знают о том, какие изменения произошли в законодательстве. Расскажите об особенностях нынешней избирательной кампании.
Можно отметить несколько особенностей текущей избирательной кампании. Самое значительное то, что Россия перешла на пропорциональную систему выборов. Такая система практикуется во многих европейских государствах с развитой политической системой. Это происходит там, где партии состоялись, где они активно работают, где в деятельности политических партий принимает участие большое количество граждан. С 2007 года (через 15 лет жизни страны по демократическим принципам) мы перешли к чисто пропорциональной системе выборов на федеральном уровне. Это основная особенность предстоящих выборов. Переход к пропорциональной системе обусловлен целым рядом причин. Во многом это связано с федеративным устройством Российской Федерации. Предыдущие выборы по одномандатным округам, т.е. по мажоритарной системе, порой являлись стимуляторами региональных конфликтов. Представители регионов в парламенте, избираемые по одномандатным округам, большей частью боролись не за интересы России в целом, а за интересы региональных политических элит, что способствовало децентрализации федеративного государства . Не только в России, но и во всем мире стоит вопрос о целостности существования многонациональных государств. Например, в Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии происходят многочисленные конфликты, связанные с борьбой за «независимость» отдельных групп политического участия. Народы Балканского полуострова до сих пор испытывают потрясения от отсутствия объединяющих (в буквальном смысле этого слова) сил в этом регионе. Центробежные силы существуют практически в любом государстве, возникшем на постсоветском пространстве. Поэтому именно пропорциональная система выборов в национальный парламент может выступить в роли цементирующей основы для сохранения национальной целостности и суверенитета любого многонационального государства.
У пропорциональной системы есть еще рад преимуществ. Например, в пропорциональной системе пропадают только голоса тех партий, которые не преодолевают 7%-ый барьер. Остальные голоса распределяются пропорционально полученному на выборах проценту между партиями. При мажоритарной системе, когда в избирательных округах голосовали за конкретных кандидатов в депутаты, существовала система относительного большинства: тот, кто относительно других кандидатов, набирал большее количество голосов, получал мандат. Но при большом количестве кандидатов получивший мандат мог набрать менее 20% голосов, а остальные голоса никак не учитывались. Т.е. депутат отражал интересы менее 20% избирателей. Редко когда в России депутат-одномандатник получал 30-40 % голосов, и уж совсем редко более 50 % (абсолютное большинство). Сейчас «абсолютное большинство» в соответствии с предпочтениями избирателей при любом раскладе будет представлено в Государственной Думе 5-го созыва.
Во все четыре Государственные Думы (1993, 1995, 1999, 2003) выборы проводились по смешанной системе. 225 мандатов депутатов Государственной Думы распределялось по одномандатным округам, а 225 – по пропорциональной системе (по спискам партий). Россия была «нарезана» на 225 одномандатных округов, примерно равных по численности. В среднем – 500 тысяч избирателей в округе. От каждого такого округа выбирался один депутат. Сейчас мы будем проводить выборы по чисто пропорциональной системе, по партийным спискам. На сегодняшний день у нас 14 партий подали документы, и представили в ЦИК России списки кандидатов в депутаты Государственной Думы пятого созыва. Каждому избирателю 2 декабря придется выбирать между 14-тью (может быть, меньше, если какая-то партия не дойдет до дня голосования) партиями. Каждый должен будет поддержать определенную партию, интересы и программа которой ему ближе всего. На выборах будет один бюллетень. Раньше голосовали отдельно за партии и отдельно за депутатов по одномандатному округу. Хочу отметить, что на предстоящих выборах списки не будут «закрытыми». В бюллетени будут фамилии кандидатов из федеральной части списка каждой партии, а также до трех фамилий кандидатов, представляющих интересы в Государственной Думе от конкретного региона. Не будет обезличенности, будет «привязка» кандидатов к каждой конкретной территории. Избиратель будет знать, кто является представителем в Государственной Думе их субъекта и к кому конкретно можно будет обращаться с наказами, пожеланиями, вопросами и просьбами. Это основное отличие новой избирательной системы.
У нас произошли и некоторые другие изменения. Например, отменена графа «против всех». Это логично. Мы не должны дистанцироваться и уходить от политических вопросов о нашем будущем. Мы должны путем проставления отметки в бюллетени и выбрать из тех предложений будущего развития нашего общества, которые есть и воплощены в программы политических партий. Каждый должен сделать шаг именно в том политическом направлении, которое ему ближе. Раньше присутствие графы «против всех» давало повод к существованию политической неопределенности. Избиратель просто уходил от ответа, какой он хочет видеть нашу страну: «правой», «левой», «центристской», демократической, авторитарной и т.п. Сейчас государство более строго подходит к этому вопросу. Избиратель должен дать конкретный ответ, а не избегать и не прятаться от него за квадратиком в бюллетени «против всех». Отменить графу «против всех» нам рекомендовала также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по результатам прошлых выборов.
Отменен у нас и порог явки. Призываю всех избирателей придти и сделать свой выбор. Потому что отказ от выбора – это тоже Ваш выбор. Но при этом политический выбор за Вас сделают другие, те, кто пришли и проголосовали. Если на выборы придут только 1000 человек, то именно они и решат, какая будет завтра власть в стране, как быстро будет расти наша экономика, зарплаты и пенсии. Хорошо, если на выборы 2 декабря придет 1000 Ваших друзей, близких знакомых и родственников. А если наоборот?
Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государства. А это может произойти только при условии высокой явки. Именно тогда состав парламента будет четко отражать интересы и устремления всего населения.
— Как обстоят дела политических партий на сегодняшний день?
Для того, чтобы партия могла попасть в избирательный бюллетень она должна преодолеть установлен законом ценз. Избирательные цензы не являются российским изобретением, они существуют во всех цивилизованных странах. Любая группа, называющая себя политической (партия, организация, движение), не должна автоматом попадать в бюллетень для голосования, она должна доказать свою состоятельность (в противном случае длина бюллетеня измерялась бы метрами). В России существует несколько возможностей для попадания политической партии в бюллетень. В настоящий момент лишь трем партиям — КПРФ, ЛДПР и «ЕДИНОЙ РОССИИ» –не требуется ни вносить залог, ни собирать подписи. Эти партии уже доказали свою состоятельность, попав в Госдуму 4-го созыва. Остальные партии должны внесли или залог или собрать подписи в свою поддержку. Избирательный залог сегодня равен 60 млн рублей. Эта сумма эквивалентна примерна 2,5 млн долларов. Для сравнения в США кандидаты аккумулируют на своих счетах не менее 100 млн долларов. Второй вариант – собрать 200 тыс подписей. Хочу напомнить, что в настоящей момент в стране около 108 млн избирателей. Т.е. партия должна заручиться поддержкой 0,2% от всех избирателей. Сегодня из 14-ти партий, трем партиям (КПРФ, ЛДПР и «ЕДИНОЙ РОССИИ «) не нужны ни залог, ни подписи, четыре партии идут по избирательному залогу (это СПС, Патриоты России, Справедливая Россия и партия «Яблоко»), остальные партии собрали подписи. Подписи мы проверяем по методу случайной выборке. Из 200 тыс подписей ЦИК России проверяет 40 тысяч, в случае обнаружения недопустимого количества брака – еще 30 тыс. Законодатель ставит достаточно жесткие требования к «качеству» подписей. Если более 5% подписей оказываются недостоверными, то партия снимается с выборов.
Этап «заверения федеральных списков кандидатов» политической кампании прошли все 14 партий. Это объясняется возросшей политической и правовой культурой участников избирательного процесса. При этом, необходимо отметить, что подход организаторов выборов к участникам стал более либеральным. Несколько смягчились требования к агитации. На сегодняшний день ЦИК России не составил ни одного протокола об административном правонарушении со стороны партий и не вынесено ни одного замечания. Мы проводим совместные совещания и заседания по различным вопросам с участниками избирательного процесса, где договариваемся об общих правилах избирательной кампании, которые не нашли своего отражения в законе. Конечно, не все партии выдержат избирательный марафон и дойдут до дня голосования: это ощущается по трудностям, с которыми столкнулись партии на этапе сбора подписей. Но если партия пользуются достаточно широкой поддержкой избирателей никакие цензы и юридические трудности ей будут не страшны, а истинный «авторитет» партии, которым она пользуется среди населения, выраженный в цифрах, мы узнаем уже в ночь со 2 на 3 декабря при прямых включениях радио и телеканалов из здания Центральной избирательной комиссии России.