ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края


08 ноября 2007

Избирательный фонд

Избирательный фонд

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать свой избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Не создание избирательного фонда политической партией является основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов. При представлении политической партией документов для регистрации она должна представить в числе прочих документов первый финансовый отчет в качестве подтверждения создания избирательного фонда (открытия избирательного счета). В этот отчет согласно п. 1 ч. 2 ст. 68 ФЗ «О выборах депутатов…» включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Именно поэтому финансовые отчеты некоторых партий были абсолютно нулевыми, тогда как наряду с пустым финансовым отчетом партия представляла копию платежки, по которой она внесла 60 миллионов рублей избирательного залога.

Указанное обстоятельство вызывало недоумение и вопросы у представителей некоторых средств массовой информации, тогда как объяснение довольно простое – поступление средств в избирательный фонд и внесение залога было осуществлено после составления первого финансового отчета.

По закону политическая партия в течение всей избирательной кампании может потратить из избирательного фонда не более 400 млн. рублей.

Формируются избирательные фонды политических партий из собственных средств партий, а также из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. При этом один и тот же гражданин может пожертвовать политической партии в течение всей избирательной кампании не более 280 тысяч рублей, а юридическое лицо (организация) – не более 14 млн. рублей.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды: иностранным государствам, иностранным организациям, иностранным гражданам, лицам без гражданства, российским юридическим лицам с иностранным участием (более 30%), международным организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля бюджетных средств более 30%, и пр., то есть законодатель ввел запрет на использование иностранных денег, а также бюджетных средств в интересах любой партии на выборах депутатов парламента.

Впервые на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва закон дает право политическим партиям открывать счета и формировать избирательные фонды региональных отделений политической партии в субъектах Российской Федерации. На прошлых выборах вся федеральная кампания финансировалась из центра и подчас у партии возникали проблемы со своевременностью оплаты эфирного времени, агитационных мероприятий и т.д. в разных регионах, тем более с разными часовыми поясами. Избирательные фонды региональных отделений могут формироваться с теми же ограничениями по источникам финансирования (иностранный капитал, бюджетные средства).

Предельные размеры избирательных фондов в регионах устанавливаются ч. 5 ст. 64 ФЗ «О выборах депутатов…» в зависимости от числа избирателей проживающих на этих территориях. Средства региональных избирательных фондов могут быть использованы для оплаты избирательной кампании как на территории субъекта Российской Федерации, в котором открыт избирательный счет регионального отделения политической партии, так и на любой иной территории России, поскольку закон не содержит никаких ограничений на этот счет. Да и какие могут быть ограничения, когда для всей партии это единая избирательная кампании, в которой выдвинут этой партией единый федеральный список кандидатов (с разбивкой на региональные группы) по единому федеральному округу (по территории всей страны).

 

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать свой избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Не создание избирательного фонда политической партией является основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов. При представлении политической партией документов для регистрации она должна представить в числе прочих документов первый финансовый отчет в качестве подтверждения создания избирательного фонда (открытия избирательного счета). В этот отчет согласно п. 1 ч. 2 ст. 68 ФЗ «О выборах депутатов…» включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Именно поэтому финансовые отчеты некоторых партий были абсолютно нулевыми, тогда как наряду с пустым финансовым отчетом партия представляла копию платежки, по которой она внесла 60 миллионов рублей избирательного залога.

Указанное обстоятельство вызывало недоумение и вопросы у представителей некоторых средств массовой информации, тогда как объяснение довольно простое – поступление средств в избирательный фонд и внесение залога было осуществлено после составления первого финансового отчета.

По закону политическая партия в течение всей избирательной кампании может потратить из избирательного фонда не более 400 млн. рублей.

Формируются избирательные фонды политических партий из собственных средств партий, а также из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. При этом один и тот же гражданин может пожертвовать политической партии в течение всей избирательной кампании не более 280 тысяч рублей, а юридическое лицо (организация) – не более 14 млн. рублей.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды: иностранным государствам, иностранным организациям, иностранным гражданам, лицам без гражданства, российским юридическим лицам с иностранным участием (более 30%), международным организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля бюджетных средств более 30%, и пр., то есть законодатель ввел запрет на использование иностранных денег, а также бюджетных средств в интересах любой партии на выборах депутатов парламента.

Впервые на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва закон дает право политическим партиям открывать счета и формировать избирательные фонды региональных отделений политической партии в субъектах Российской Федерации. На прошлых выборах вся федеральная кампания финансировалась из центра и подчас у партии возникали проблемы со своевременностью оплаты эфирного времени, агитационных мероприятий и т.д. в разных регионах, тем более с разными часовыми поясами. Избирательные фонды региональных отделений могут формироваться с теми же ограничениями по источникам финансирования (иностранный капитал, бюджетные средства).

Предельные размеры избирательных фондов в регионах устанавливаются ч. 5 ст. 64 ФЗ «О выборах депутатов…» в зависимости от числа избирателей проживающих на этих территориях. Средства региональных избирательных фондов могут быть использованы для оплаты избирательной кампании как на территории субъекта Российской Федерации, в котором открыт избирательный счет регионального отделения политической партии, так и на любой иной территории России, поскольку закон не содержит никаких ограничений на этот счет. Да и какие могут быть ограничения, когда для всей партии это единая избирательная кампании, в которой выдвинут этой партией единый федеральный список кандидатов (с разбивкой на региональные группы) по единому федеральному округу (по территории всей страны).