01 июня 2007
«Важен каждый голос избирателя…»

2007 год богат на общественно-политические события. Особое значение имеет подготовка и проведение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания, в Законодательное собрание края. В этом году будет дан старт и выборам Президента России.
О том, какая работа ведется в этом направлении, рассказывает председатель избирательной комиссии Краснодарского края В.Ф. Галушко.
— Вера Федоровна, чем, на ваш взгляд, необходимо руководствоваться участникам начинающегося избирательного процесса?
— Прежде всего, необходимо понимать, что от результатов выборной кампании зависит и будущее страны, и судьба нашего региона.
Избирательная комиссия Краснодарского края уже начала подготовку к предстоящему выборному марафону. Прежде всего, хочу сказать (и это очень важно!), что все, кто будет участвовать в этой кампании, должны досконально знать избирательное законодательство.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что за последнее время внесено очень много новелл и в наш рамочный закон об основных гарантиях избирательных прав и в другие нормативно-правовые акты, касающиеся избирательной системы. Поэтому нужно хорошо знать законы, чтобы правильно ориентироваться и правильно принимать решения. Это, можно сказать, задача номер один.
— Известно, что краевая избирательная комиссия недавно вышла в кубанский парламент с законодательной инициативой. В чем ее суть?
— Разработка проекта краевого закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края» вызвана необходимостью приведения краевого законодательства, регламентирующего порядок формирования кубанского парламента, в соответствие с федеральным законом от 21 июля 2005 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»; федеральным законом от 5 декабря 2006 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и федеральным законом от 30 декабря 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума», которыми существенно изменен порядок подготовки и проведения выборов всех уровней в связи с комплексной корректировкой подходов к правовому регулированию этого процесса.
В предложенном нами проекте учтены замечания и предложения комитетов Законодательного собрания, а также правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии РФ.
— Какая в нем содержится конкретика?
— В соответствии с нормами федерального закона «Об основных гарантиях…» установлен единый день голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края, — он определен на второе воскресенье марта последнего года полномочий депутатов ЗСК.
Увеличены сроки проведения избирательной кампании до 100 – 90 дней (ранее – 100 – 80 дней).
Сохранен порядок формирования ЗСК, установленный предыдущим краевым законом – половина депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам; другая половина — по пропорциональной системе между краевыми списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями.
Проект содержит идею самостоятельного участия политических партий, региональных отделений политических партий в выборах депутатов. По новому законодательству избирательные блоки исключаются из числа участников избирательного процесса.
— Есть ли какие-то ограничения или запреты в названном вами документе?
— Проект определяет дополнительное ограничение объема пассивного избирательного права — не имеют права быть избранными следующие категории граждан РФ:
— осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
— осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
— подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 КоАП – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
— То есть особенностей и нюансов более чем достаточно…
— Да, они есть. Так, уточняются нормы, касающиеся выдвижения, сбора подписей и проверки подписных листов, регистрации кандидатов, краевых списков кандидатов, порядка проведения агитации, подведения итогов голосования и результатов выборов. Документом, определяющим статус выдвинутого кандидата, является не уведомление, как было ранее, а заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Все атрибуты, которые и ранее указывались в заявлении, остались неизменными. Все сведения, указанные в заявлении, кандидат подтверждает документально.
Статья, посвященная выдвижению кандидатов, краевых списков кандидатов избирательными объединениями, дополнена положением о том, что в едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Уточнен порядок изготовления подписных листов и сбора подписей избирателей.
Предлагается законодательно закрепить обязанность избирательного объединения предоставлять в избирательную комиссию заверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей. Данная норма позволит существенно повысить достоверность представляемых избирательной комиссии для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов.
Предлагается несколько изменить порядок проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
— Насколько кардинально изменяется порядок регистрации кандидатов, а также краевых списков кандидатов?
— В частности регистрация кандидата, краевого списка кандидатов осуществляется при наличии всех документов, необходимых для выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов. Таким образом, в перечень документов, необходимых для регистрации, попадают не только заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов и имуществе, но и документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), о том, что кандидат является депутатом.
Избирательная комиссия, выявившая в ходе проверки представленных документов неполноту сведений о кандидатах или несоблюдение требований закона к оформлению документов, обязана не позднее, чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение. Кандидат, избирательное объединение не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей). Кандидат, избирательное объединение также вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
— Может ли проводиться повторная проверка подписей избирателей?
— Проверка после принятия решения о регистрации, отказе в регистрации возможна либо по решению суда, либо по решению вышестоящей комиссии и только в пределах подписей, подлежащих проверке, то есть ранее отобранных в результате жеребьевки.
— Вера Федоровна, остались ли неизменными основания к отказу в регистрации кандидата, списка кандидатов?
— Они тоже претерпели изменения. Теперь основанием к отказу в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов является отсутствие не только документов, необходимых для регистрации, но и документов, необходимых для выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
Основанием к отказу в регистрации является наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.
Также основанием к отказу является отсутствие сведений биографического характера и сведений о доходах, источниках доходов и имуществе кандидатов.
Проект также дополнен новеллой, согласно которой основанием к отказу в регистрации является также установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Предусматривается сокращение с 25 до 10 процентов количества недостоверных или недействительных подписей избирателей, при котором не допускается регистрация кандидатов, списков кандидатов.
Проект предъявляет дополнительные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы или оказывающим услуги по изготовлению печатных агитационных материалов (листовок, буклетов и т.п.). Данные организации (типографии) обязаны наряду со СМИ публиковать сведения о размере и других условиях оплаты своих работ или услуг и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов представлять соответствующее уведомление в избирательную комиссию.
— Предусмотрены ли в проекте закона, который принят на 63-й сессии ЗСК в первом чтении, какие-то меры к тем, кто «чернит» оппонентов, нагнетает обстановку и т. д.?
— Могу сказать, что сокращаются возможности для критики кандидатами и избирательными объединениями своих оппонентов. Зарегистрированный кандидат или избирательное объединение не вправе будут использовать эфирное время, предоставляемое им для размещения агитационных материалов (видеоролики) в целях «распространения призывов голосовать против кандидатов, списков кандидатов». Нельзя также описывать возможные негативные последствия в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов.
Также запрещается распространять информацию, в которой «явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с негативными комментариями», а также способствующие созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату или избирательному объединению.
Вводимые ограничения не касаются печатных изданий и радиоэфира, а также теледебатов и «круглых столов» на телевидении.
Изменены подходы к правовому регулированию избирательного залога. Предлагается отказаться от «страховочной функции» избирательного залога, который нередко вносился на случай, если количества достоверных подписей избирателей окажется недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с федеральным законодательством исключена возможность голосования «Против всех кандидатов (Против всех списков кандидатов)».
Отменен порог явки избирателей, при котором выборы признаются несостоявшимися… Видите, сколько изменений!
— И все же, Вера Федоровна, как вы уже говорили, выборам сопутствует накал страстей, эмоций, дискуссии и даже различного рода скандалы. Какие в связи с этим могут быть прогнозы?
— Я не исключаю того, что избирательная кампания будет проходить очень сложно. Это и понятно: предстоит столкновение мнений, позиций, интересов… К сожалению, как показывает практика, выборы сопровождаются грязными технологиями, нарушениями избирательного законодательства, особенно со стороны кандидатов в депутаты. Споры и недоразумения чаще всего возникают из-за незнания законов.
Чтобы избежать этих негативных моментов, следует соблюдать политическую и правовую культуру. Естественно, мы со своей стороны разъясняем законы, учим всех участников избирательного процесса.
— Те позитивные процессы, которые происходят в общественном сознании, позволяют предположить, что избиратели Кубани, проявляя ответственность и гражданскую зрелость, придут на избирательные участки…
— Мы очень надеемся на это… Я считаю, что каждый голос избирателя решает судьбу нашего государства, нашего региона, каждой кубанской семьи…
Материал подготовил
Владимир ГОРШКОВ.
2007 год богат на общественно-политические события. Особое значение имеет подготовка и проведение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания, в Законодательное собрание края. В этом году будет дан старт и выборам Президента России.
О том, какая работа ведется в этом направлении, рассказывает председатель избирательной комиссии Краснодарского края В.Ф. Галушко.
— Вера Федоровна, чем, на ваш взгляд, необходимо руководствоваться участникам начинающегося избирательного процесса?
— Прежде всего, необходимо понимать, что от результатов выборной кампании зависит и будущее страны, и судьба нашего региона.
Избирательная комиссия Краснодарского края уже начала подготовку к предстоящему выборному марафону. Прежде всего, хочу сказать (и это очень важно!), что все, кто будет участвовать в этой кампании, должны досконально знать избирательное законодательство.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что за последнее время внесено очень много новелл и в наш рамочный закон об основных гарантиях избирательных прав и в другие нормативно-правовые акты, касающиеся избирательной системы. Поэтому нужно хорошо знать законы, чтобы правильно ориентироваться и правильно принимать решения. Это, можно сказать, задача номер один.
— Известно, что краевая избирательная комиссия недавно вышла в кубанский парламент с законодательной инициативой. В чем ее суть?
— Разработка проекта краевого закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края» вызвана необходимостью приведения краевого законодательства, регламентирующего порядок формирования кубанского парламента, в соответствие с федеральным законом от 21 июля 2005 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»; федеральным законом от 5 декабря 2006 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и федеральным законом от 30 декабря 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума», которыми существенно изменен порядок подготовки и проведения выборов всех уровней в связи с комплексной корректировкой подходов к правовому регулированию этого процесса.
В предложенном нами проекте учтены замечания и предложения комитетов Законодательного собрания, а также правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии РФ.
— Какая в нем содержится конкретика?
— В соответствии с нормами федерального закона «Об основных гарантиях…» установлен единый день голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края, — он определен на второе воскресенье марта последнего года полномочий депутатов ЗСК.
Увеличены сроки проведения избирательной кампании до 100 – 90 дней (ранее – 100 – 80 дней).
Сохранен порядок формирования ЗСК, установленный предыдущим краевым законом – половина депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам; другая половина — по пропорциональной системе между краевыми списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями.
Проект содержит идею самостоятельного участия политических партий, региональных отделений политических партий в выборах депутатов. По новому законодательству избирательные блоки исключаются из числа участников избирательного процесса.
— Есть ли какие-то ограничения или запреты в названном вами документе?
— Проект определяет дополнительное ограничение объема пассивного избирательного права — не имеют права быть избранными следующие категории граждан РФ:
— осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
— осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
— подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 КоАП – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
— То есть особенностей и нюансов более чем достаточно…
— Да, они есть. Так, уточняются нормы, касающиеся выдвижения, сбора подписей и проверки подписных листов, регистрации кандидатов, краевых списков кандидатов, порядка проведения агитации, подведения итогов голосования и результатов выборов. Документом, определяющим статус выдвинутого кандидата, является не уведомление, как было ранее, а заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Все атрибуты, которые и ранее указывались в заявлении, остались неизменными. Все сведения, указанные в заявлении, кандидат подтверждает документально.
Статья, посвященная выдвижению кандидатов, краевых списков кандидатов избирательными объединениями, дополнена положением о том, что в едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Уточнен порядок изготовления подписных листов и сбора подписей избирателей.
Предлагается законодательно закрепить обязанность избирательного объединения предоставлять в избирательную комиссию заверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей. Данная норма позволит существенно повысить достоверность представляемых избирательной комиссии для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов.
Предлагается несколько изменить порядок проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
— Насколько кардинально изменяется порядок регистрации кандидатов, а также краевых списков кандидатов?
— В частности регистрация кандидата, краевого списка кандидатов осуществляется при наличии всех документов, необходимых для выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов. Таким образом, в перечень документов, необходимых для регистрации, попадают не только заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов и имуществе, но и документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), о том, что кандидат является депутатом.
Избирательная комиссия, выявившая в ходе проверки представленных документов неполноту сведений о кандидатах или несоблюдение требований закона к оформлению документов, обязана не позднее, чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение. Кандидат, избирательное объединение не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей). Кандидат, избирательное объединение также вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
— Может ли проводиться повторная проверка подписей избирателей?
— Проверка после принятия решения о регистрации, отказе в регистрации возможна либо по решению суда, либо по решению вышестоящей комиссии и только в пределах подписей, подлежащих проверке, то есть ранее отобранных в результате жеребьевки.
— Вера Федоровна, остались ли неизменными основания к отказу в регистрации кандидата, списка кандидатов?
— Они тоже претерпели изменения. Теперь основанием к отказу в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов является отсутствие не только документов, необходимых для регистрации, но и документов, необходимых для выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
Основанием к отказу в регистрации является наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.
Также основанием к отказу является отсутствие сведений биографического характера и сведений о доходах, источниках доходов и имуществе кандидатов.
Проект также дополнен новеллой, согласно которой основанием к отказу в регистрации является также установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Предусматривается сокращение с 25 до 10 процентов количества недостоверных или недействительных подписей избирателей, при котором не допускается регистрация кандидатов, списков кандидатов.
Проект предъявляет дополнительные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы или оказывающим услуги по изготовлению печатных агитационных материалов (листовок, буклетов и т.п.). Данные организации (типографии) обязаны наряду со СМИ публиковать сведения о размере и других условиях оплаты своих работ или услуг и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов представлять соответствующее уведомление в избирательную комиссию.
— Предусмотрены ли в проекте закона, который принят на 63-й сессии ЗСК в первом чтении, какие-то меры к тем, кто «чернит» оппонентов, нагнетает обстановку и т. д.?
— Могу сказать, что сокращаются возможности для критики кандидатами и избирательными объединениями своих оппонентов. Зарегистрированный кандидат или избирательное объединение не вправе будут использовать эфирное время, предоставляемое им для размещения агитационных материалов (видеоролики) в целях «распространения призывов голосовать против кандидатов, списков кандидатов». Нельзя также описывать возможные негативные последствия в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов.
Также запрещается распространять информацию, в которой «явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с негативными комментариями», а также способствующие созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату или избирательному объединению.
Вводимые ограничения не касаются печатных изданий и радиоэфира, а также теледебатов и «круглых столов» на телевидении.
Изменены подходы к правовому регулированию избирательного залога. Предлагается отказаться от «страховочной функции» избирательного залога, который нередко вносился на случай, если количества достоверных подписей избирателей окажется недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с федеральным законодательством исключена возможность голосования «Против всех кандидатов (Против всех списков кандидатов)».
Отменен порог явки избирателей, при котором выборы признаются несостоявшимися… Видите, сколько изменений!
— И все же, Вера Федоровна, как вы уже говорили, выборам сопутствует накал страстей, эмоций, дискуссии и даже различного рода скандалы. Какие в связи с этим могут быть прогнозы?
— Я не исключаю того, что избирательная кампания будет проходить очень сложно. Это и понятно: предстоит столкновение мнений, позиций, интересов… К сожалению, как показывает практика, выборы сопровождаются грязными технологиями, нарушениями избирательного законодательства, особенно со стороны кандидатов в депутаты. Споры и недоразумения чаще всего возникают из-за незнания законов.
Чтобы избежать этих негативных моментов, следует соблюдать политическую и правовую культуру. Естественно, мы со своей стороны разъясняем законы, учим всех участников избирательного процесса.
— Те позитивные процессы, которые происходят в общественном сознании, позволяют предположить, что избиратели Кубани, проявляя ответственность и гражданскую зрелость, придут на избирательные участки…
— Мы очень надеемся на это… Я считаю, что каждый голос избирателя решает судьбу нашего государства, нашего региона, каждой кубанской семьи…
Материал подготовил
Владимир ГОРШКОВ.