ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края


09 июля 2012

Юрий Бурлачко: «Количество партий имеет значение»

Юрий Бурлачко: «Количество партий имеет значение»

Юрий Бурлачко: «Количество партий имеет значение»
Председатель краевой избирательной комиссии  выразил сомнение в том, что во время выборов депутатов ЗСК будут применяться комплексы обработки избирательных бюллетеней – КОИБы, — которые рассчитаны на определенный размер бюллетеней. А если количество партий, идущих на выборы, увеличится,  хватит ли места в бланке, адаптированном под КОИБ – пока большой вопрос.
Об этом Юрий Александрович Бурлачко заявил «Новой газете Кубани» во  время беседы с корреспондентом  «НГК». Разговор в кабинете председателя крайизбиркома шел о подготовке к предстоящим 14 октября 2012 года выборам депутатов в законодательный орган края.
—  Юрий Александрович, давайте начнем с главного. Сейчас все говорят о либерализации законодательства о выборах на федеральном уровне. А коснулась ли эта либерализация  избирательных процессов в регионах? На основании какого законодательного акта будут проводиться выборы депутатов ЗСК нового созыва?
Предстоящие выборы депутатов регионального парламента будут проводиться в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 г. №1315-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края».
—  Отметьте, пожалуйста, что отличает новый краевой закон о выборах депутатов ЗСК от прежнего? Какие новеллы добавлены впервые, какие претерпели новую редакцию?
Я бы не стал называть этот закон новым, так как он уже действовал при формировании краевого депутатского корпуса четвертого созыва в 2007 году. Если же оценивать те положения, которые вносились в этот закон со времени его принятия, то в целом они были вызваны изменениями, происходящими в федеральном законодательстве о выборах. Избирательной комиссией Краснодарского края была проделана значительная работа, чтобы успеть привести региональное законодательство в соответствие с федеральным до назначения выборов депутатов ЗСК очередного пятого созыва.
Среди наиболее существенных новаций я бы выделил следующие моменты.
Прежде всего, это касается преференций, которые получили кандидаты от политических партий, причем не только парламентских.  Все политические партии, зарегистрированные на дату опубликования решения о назначении выборов депутатов ЗСК, будут выдвигать свои  краевые списки кандидатов и  кандидатов по одномандатным округам без сбора подписей.  Сегодня в Краснодарском крае зарегистрированы  региональные отделения 25 политических партий. Не факт, конечно,  что они все будут выдвигать своих кандидатов на выборы депутатов Законодательного собрания. Это ввиду того, что законодательно участниками избирательного процесса могут стать те политические партии, которые официально зарегистрированы на территории более 50% субъектов РФ.
Потенциально возможно увеличение числа политических партий, принимающих участие в выборах. Это связано со снижением требований по числу членов партии и с упрощением регистрации вновь создаваемых политических партий. И в настоящее время достаточно активно идет процесс регистрации новых партий, в том числе регистрации их региональных отделений на территории края.
Полный перечень политических партий, наделенных правом участия в краевой избирательной кампании, определится на дату опубликования решения о назначении выборов депутатов ЗСК.
Кстати, тут следует упомянуть и о существенной либерализации закона о партиях. Если вы помните, то ряд непарламентских партий до недавнего времени предъявлял претензии о несовершенстве законодательства в этом направлении. В частности, неоднократно это звучало в заявлениях лидеров партии «Яблоко», «Патриотов России», и я считаю, что такие заявления были вполне обоснованы. Кандидаты от непарламентских партий должны были собрать определенное количество подписей избирателей – не менее 2% от общего числа избирателей в данном округе. Сегодня кандидаты от всех политических партий, которые уже зарегистрированы, полностью освобождены от этой процедуры.
В новой редакции закона для кандидатов-самовыдвиженцев, которым необходимо будет для своей регистрации  собирать подписи избирателей,  сокращается число этих подписей. Оно не может превышать 0,5% (было 2%) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Если предположить, что кандидат выдвигается в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу с численностью избирателей 80 тысяч человек,  то ему в свою поддержку достаточно будет собрать 400 подписей, а по ранее действующим правилам эта цифра равнялась бы 1600.
Кроме этого, по итогам голосования к распределению депутатских мандатов помимо краевых партийных списков, преодолевших 7-и процентный барьер, будут также допущены политические партии, набравшие по итогам голосования  от 5 до 7% голосов избирателей.
Полностью исключена возможность быть избранными для тех лиц, которые когда-либо были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Ранее это ограничение действовало лишь в отношении лиц, имевших неснятую (непогашенную) судимость за такие преступления, то есть определенный период времени. Теперь ограничение стало постоянно действующим.
Кроме этого, на предстоящих выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края будет действовать ряд новелл, которые были апробированы в ходе последних федеральных избирательных кампаний.
Установлена административная ответственность за незаконные выдачу и использование открепительных удостоверений, уголовная – за незаконное изготовление открепительных удостоверений.
Ужесточены требования к проведению голосования вне помещения для голосования – с 16 до 14 ч. сокращено время приема заявлений и до 3 единиц сокращено количество переносных ящиков, которое может быть использовано на избирательном участке.
Введены дополнительные требования по обеспечению избирательных прав инвалидов, особенно в части информирования.
В целях обеспечения равных прав кандидатов и политических партий введена обязанность владельца помещения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, уведомлять комиссии о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению с тем, чтобы это помещение могло быть предоставлено другим кандидатам и избирательным объединениям на тех же условиях. За непредставление такой информации введена административная ответственность.
—  Является ли, на Ваш взгляд, этот новый закон более прогрессивным, в отличие от прежнего? В чем это выражается?
Мне кажется, что является и, в первую очередь, потому что облегчает участие в выборах представителям многих политических сил, которые и создаются для того, чтобы выражать интересы различных социальных групп, слоев. То есть соблюдается условие равных возможностей для всех партий. Я считаю, что, то реформирование, которое в последние годы претерпело избирательное законодательство, безусловно, направлено на создание правовых и организационных механизмов, способствующих росту политически многообразного представительства в органах власти страны и регионов.
—  Поскольку депутатами ЗСК принято решение об увеличении депутатского корпуса с 70 до 100 человек, изменится ли теперь нарезка округов? Как будет выглядеть соотношение депутатских мест, предоставляемых по партийным спискам и по одномандатным округам?
Действительно, впервые мы будем избирать региональный парламент в расширенном составе, состоящий из 100 депутатов. Данные изменения закреплены Уставом Краснодарского края. 50 депутатов пройдут по спискам, выдвинутым политическими партиями, по пропорциональной избирательной системе и еще 50 — по одномандатным (мажоритарным) избирательным округам.
От каждого такого  округа будет избрано по одному кандидату ЗСК, им станет тот, кто наберет максимальное количество голосов избирателей по сравнению с другими оппонентами по соответствующему избирательному округу.
При определении границ одномандатных округов соблюдалось требование о равенстве числа избирателей  в каждом округе – в среднем это примерно 76 тыс. избирателей с допустимым отклонением от этой цифры не более чем на 10%. Кроме этого одномандатный избирательный округ не может состоять из территорий, не граничащих между собой, он должен иметь единую территорию. Каждому округу присвоен порядковый номер и название. Нарезка округов была принята 20 июня. Получилось так, что 27 избирательных округов расположены в границах цельных территорий муниципальных образований (МО), 17 – в границах территорий 2-х  МО и 6 округов – в границах территорий 3-х МО.  
Чем больше численность избирателей в муниципальном образовании, тем больше на его территории будет образовано одномандатных округов, там же, где численность избирателей небольшая, приходилось объединять территории муниципальных образований. Самое большое количество одномандатных избирательных округов будет образовано на территории города Краснодара – 8, это означает, что интересы жителей краевой столицы в будущем составе ЗСК будут представлять 8 кандидатов.
На сегодняшний день Законодательным Собранием края схема образования 50 одномандатных избирательных округов утверждена и официально опубликована.
 —  Будут ли во время этой кампании использоваться электронные средства контроля за избирательным процессом? (КОИБы, видеокамеры)
Нам все привычнее становится говорить о применении комплексов обработки избирательных бюллетеней, которые постепенно приходят на смену привычным стационарным ящикам для голосования.
С помощью этих устройств на территории Краснодарского края проходило голосование на 132 избирательных участках на выборах депутатов Госдумы в декабре 2011 года и на выборах Президента РФ в марте 2012 года.
Планируется, что такое же количество избирательных участков будут оснащены КОИБ и на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. В связи с этим, на избирательные комиссии, особенно на участковые, ложится дополнительная обязанность по их обслуживанию. Члены участковых избирательных комиссий, которые будут операторами «электронных урн», предварительно пройдут обучение в избирательной комиссии Краснодарского края.
Правда существуют определенные сомнения в реализации этого вопроса, связанные с тем, что пока неизвестно насколько возрастет количество партий, которые будут участвовать в выборах. Ведь именно от этого зависит размер избирательного бюллетеня, который должен будет обработать КОИБ. В данном случае количество партий имеет значение, КОИБ может не справиться с объемом информации, превышающим тот, на который он рассчитан. Поэтому с применением КОИБов пока, увы, у нас большой вопрос.
Что касается использования на избирательных участках системы видеонаблюдения, то пока перед нами такой задачи не ставится. То видеооборудование, которым оснащались избирательные участки на выборах Президента РФ, не принадлежит избирательным комиссиям. Оно находится на балансе ОАО «Ростелеком», т.к. именно «Ростелекому» специально выделялись средства федерального бюджета для его приобретения и установки.
—  Есть в новом законе изменения, регламентирующие деятельность наблюдателей и членов территориальных избирательных комиссий?
Основными принципами проведения голосования на любых выборах являются открытость и гласность. Поэтому наблюдателей мы считаем главными помощниками, которые помогают осуществлять избирательным комиссиям контроль в ходе выборов.
По нашим прогнозам 14 октября 2012 года  на избирательных участках будет работать большая армия наблюдателей от политических партий и кандидатов, и скорее всего, эта цифра может превысить госдумовский показатель, когда за ходом голосования наблюдало более 10 тысяч человек. Со стороны избирательных комиссий наблюдателям будет оказываться необходимое содействие в их деятельности и предоставлена возможность беспрепятственного наблюдения.
Полномочия членов территориальных избирательных комиссий на настоящий момент каких-либо изменений не претерпели.
— Юрий Александрович, во время проведения предыдущих избирательных кампаний в прокуратуру, в крайизбирком поступало достаточно много жалоб от оппозиционных партий и кандидатов на нарушения законодательства со стороны сотрудников ТИК и УИК.  Много ли таких жалоб и обращений нашли подтверждение, и как это повлияло на состав избирательных комиссий сегодня?
На выборах всегда присутствует конкуренция, борьба,  и в ходе  этой  борьбы есть и победители, и побежденные, причем, последних значительно больше.  Неудивительно, что побежденные стараются причины неудачи искать извне, а не внутри себя. Давайте вспомним думские выборы 2011 года. Еще до дня голосования, в период выдвижения кандидатов некоторые политические партии уже поторопились с прогнозом о том, что выборы будут нечестными и нечистыми, предсказывали в СМИ итоги выборов: победит с подавляющим преимуществом правящая партия. А что в итоге произошло? Не было ведь никакого подавляющего преимущества! Но это тоже своеобразные технологии, и в этом нет ничего удивительного.
Что же касается ответственности теризибиркомов, участковых избирательных комиссий за результат голосований, то тут я должен заявить следующее: избирательная комиссия – это не политический орган, а технический.  Комиссии работают и должны работать так, как работает КОИБ – исключить возможность какой-либо корректировки  данных. У нас, например, не было ни одного случая повторного ввода данных по результатам голосований. Были, правда, два-три случая повторного ввода, но они касались верхней части протокола, то есть числа избирателей, либо числа выданных бюллетеней, но это чисто технические ошибки. А распределение голосов – это табу.
Среди жалоб и заявлений граждан, конечно, были и вполне обоснованные. Все мы люди, бывают ошибки и в деятельности сотрудников избирательных комиссий, но я бы не стал утверждать, что они имеют какой-то преднамеренный характер. Большинство жалоб, порядка 90%, поступает в отношении участковых избирательных комиссий. Ошибки, неточности участковыми комиссиями чаще всего допускаются  из-за нехватки опыта и недостатка времени на получение необходимых знаний законодательства. Представьте себе контингент численностью в 30 тысяч человек – это целая армия, которая формируется под конкретные выборы.  Прошли выборы, сдали финансовый отчет – и комиссии больше нет! Именно поэтому сейчас в ЦИК рассматривается вопрос о формировании УИКов не на конкретные выборы, а на срок до 5 лет. Чтобы потом можно было работать не с резервом избирательных комиссий, а с членами комиссий. Ведь в межвыборный период мы обучаем именно кадровый состав, из которого формируются впоследствии комиссии. И кто из обучаемого резерва войдет в состав комиссий или не войдет – мы не знаем.  
Что касается территориальных избирательных комиссий (ТИК), то мы сформировали их в конце 2011 года сроком на 5 лет. В каждом ТИКе может быть только один освобожденный сотрудник – либо председатель, либо секретарь. Всего же в составе ТИКов края более 500 человек. За этот год сменился председатель ТИК Ейская городская и Западной ТИК г. Краснодара, а каких-либо грандиозных кадровых перемен в ТИКах не было.
— В адрес теризбиркомов во время очередной избирательной кампании поступают претензии от кандидатов, которые считают, что им отказано в регистрации по надуманным причинам. Увы, чаще всего это случается с кандидатами-оппозиционерами.
К сожалению, в данной ситуации ошибки могут допускать и сами кандидаты, и сотрудники избирательных комиссий, принимающие документы для регистрации.  Здесь нет никакой предвзятости, а присутствует лишь человеческий фактор. Никто не застрахован о ошибок.  Чтобы избегать таких неприятностей в работе ТИКов, мы постоянно проводим обучение членов избирательных комиссий. Может быть, в далеком будущем и избирательными комиссиями будет взят на вооружение принцип одного окна, когда кандидату для регистрации достаточно будет предъявить паспорт, а всю остальную информацию  о нем ТИКи будут получать из базы данных. А пока же хочу посоветовать всем кандидатам внимательнее относиться к подготовке документов для регистрации.
—  Как будете строить отношения с прессой во время выборов?
Точно так же как и в межвыборный период. Конструктивное взаимодействие, максимальная прозрачность в деятельности, своевременное информирование об основных этапах избирательной кампании – это залог взаимовыгодного сотрудничества. Нам крайне важно, чтобы избиратели в течение выборов получали объективную и достоверную информацию, и наши СМИ в этом направлении деятельности всегда шли навстречу как краевой, так и территориальным избирательным комиссиям.
А что касается непосредственного участия средств массовой информации в выборах, то обновленное избирательное законодательство не предъявляет к СМИ каких-либо новых требований. На плечах редакций периодических печатных изданий и телерадиокомпаний по-прежнему лежит ответственность за соблюдение равенства политических партий и кандидатов в доступе к СМИ, представление необходимой документации по количеству предоставленных печатной площади и эфирного времени в комиссию, организующую выборы, а главное – максимальное содействие избирательным комиссиям в информировании избирателей.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ

Юрий Бурлачко: «Количество партий имеет значение»
Председатель краевой избирательной комиссии  выразил сомнение в том, что во время выборов депутатов ЗСК будут применяться комплексы обработки избирательных бюллетеней – КОИБы, — которые рассчитаны на определенный размер бюллетеней. А если количество партий, идущих на выборы, увеличится,  хватит ли места в бланке, адаптированном под КОИБ – пока большой вопрос.
Об этом Юрий Александрович Бурлачко заявил «Новой газете Кубани» во  время беседы с корреспондентом  «НГК». Разговор в кабинете председателя крайизбиркома шел о подготовке к предстоящим 14 октября 2012 года выборам депутатов в законодательный орган края.
—  Юрий Александрович, давайте начнем с главного. Сейчас все говорят о либерализации законодательства о выборах на федеральном уровне. А коснулась ли эта либерализация  избирательных процессов в регионах? На основании какого законодательного акта будут проводиться выборы депутатов ЗСК нового созыва?
Предстоящие выборы депутатов регионального парламента будут проводиться в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 г. №1315-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края».
—  Отметьте, пожалуйста, что отличает новый краевой закон о выборах депутатов ЗСК от прежнего? Какие новеллы добавлены впервые, какие претерпели новую редакцию?
Я бы не стал называть этот закон новым, так как он уже действовал при формировании краевого депутатского корпуса четвертого созыва в 2007 году. Если же оценивать те положения, которые вносились в этот закон со времени его принятия, то в целом они были вызваны изменениями, происходящими в федеральном законодательстве о выборах. Избирательной комиссией Краснодарского края была проделана значительная работа, чтобы успеть привести региональное законодательство в соответствие с федеральным до назначения выборов депутатов ЗСК очередного пятого созыва.
Среди наиболее существенных новаций я бы выделил следующие моменты.
Прежде всего, это касается преференций, которые получили кандидаты от политических партий, причем не только парламентских.  Все политические партии, зарегистрированные на дату опубликования решения о назначении выборов депутатов ЗСК, будут выдвигать свои  краевые списки кандидатов и  кандидатов по одномандатным округам без сбора подписей.  Сегодня в Краснодарском крае зарегистрированы  региональные отделения 25 политических партий. Не факт, конечно,  что они все будут выдвигать своих кандидатов на выборы депутатов Законодательного собрания. Это ввиду того, что законодательно участниками избирательного процесса могут стать те политические партии, которые официально зарегистрированы на территории более 50% субъектов РФ.
Потенциально возможно увеличение числа политических партий, принимающих участие в выборах. Это связано со снижением требований по числу членов партии и с упрощением регистрации вновь создаваемых политических партий. И в настоящее время достаточно активно идет процесс регистрации новых партий, в том числе регистрации их региональных отделений на территории края.
Полный перечень политических партий, наделенных правом участия в краевой избирательной кампании, определится на дату опубликования решения о назначении выборов депутатов ЗСК.
Кстати, тут следует упомянуть и о существенной либерализации закона о партиях. Если вы помните, то ряд непарламентских партий до недавнего времени предъявлял претензии о несовершенстве законодательства в этом направлении. В частности, неоднократно это звучало в заявлениях лидеров партии «Яблоко», «Патриотов России», и я считаю, что такие заявления были вполне обоснованы. Кандидаты от непарламентских партий должны были собрать определенное количество подписей избирателей – не менее 2% от общего числа избирателей в данном округе. Сегодня кандидаты от всех политических партий, которые уже зарегистрированы, полностью освобождены от этой процедуры.
В новой редакции закона для кандидатов-самовыдвиженцев, которым необходимо будет для своей регистрации  собирать подписи избирателей,  сокращается число этих подписей. Оно не может превышать 0,5% (было 2%) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Если предположить, что кандидат выдвигается в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу с численностью избирателей 80 тысяч человек,  то ему в свою поддержку достаточно будет собрать 400 подписей, а по ранее действующим правилам эта цифра равнялась бы 1600.
Кроме этого, по итогам голосования к распределению депутатских мандатов помимо краевых партийных списков, преодолевших 7-и процентный барьер, будут также допущены политические партии, набравшие по итогам голосования  от 5 до 7% голосов избирателей.
Полностью исключена возможность быть избранными для тех лиц, которые когда-либо были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Ранее это ограничение действовало лишь в отношении лиц, имевших неснятую (непогашенную) судимость за такие преступления, то есть определенный период времени. Теперь ограничение стало постоянно действующим.
Кроме этого, на предстоящих выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края будет действовать ряд новелл, которые были апробированы в ходе последних федеральных избирательных кампаний.
Установлена административная ответственность за незаконные выдачу и использование открепительных удостоверений, уголовная – за незаконное изготовление открепительных удостоверений.
Ужесточены требования к проведению голосования вне помещения для голосования – с 16 до 14 ч. сокращено время приема заявлений и до 3 единиц сокращено количество переносных ящиков, которое может быть использовано на избирательном участке.
Введены дополнительные требования по обеспечению избирательных прав инвалидов, особенно в части информирования.
В целях обеспечения равных прав кандидатов и политических партий введена обязанность владельца помещения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, уведомлять комиссии о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению с тем, чтобы это помещение могло быть предоставлено другим кандидатам и избирательным объединениям на тех же условиях. За непредставление такой информации введена административная ответственность.
—  Является ли, на Ваш взгляд, этот новый закон более прогрессивным, в отличие от прежнего? В чем это выражается?
Мне кажется, что является и, в первую очередь, потому что облегчает участие в выборах представителям многих политических сил, которые и создаются для того, чтобы выражать интересы различных социальных групп, слоев. То есть соблюдается условие равных возможностей для всех партий. Я считаю, что, то реформирование, которое в последние годы претерпело избирательное законодательство, безусловно, направлено на создание правовых и организационных механизмов, способствующих росту политически многообразного представительства в органах власти страны и регионов.
—  Поскольку депутатами ЗСК принято решение об увеличении депутатского корпуса с 70 до 100 человек, изменится ли теперь нарезка округов? Как будет выглядеть соотношение депутатских мест, предоставляемых по партийным спискам и по одномандатным округам?
Действительно, впервые мы будем избирать региональный парламент в расширенном составе, состоящий из 100 депутатов. Данные изменения закреплены Уставом Краснодарского края. 50 депутатов пройдут по спискам, выдвинутым политическими партиями, по пропорциональной избирательной системе и еще 50 — по одномандатным (мажоритарным) избирательным округам.
От каждого такого  округа будет избрано по одному кандидату ЗСК, им станет тот, кто наберет максимальное количество голосов избирателей по сравнению с другими оппонентами по соответствующему избирательному округу.
При определении границ одномандатных округов соблюдалось требование о равенстве числа избирателей  в каждом округе – в среднем это примерно 76 тыс. избирателей с допустимым отклонением от этой цифры не более чем на 10%. Кроме этого одномандатный избирательный округ не может состоять из территорий, не граничащих между собой, он должен иметь единую территорию. Каждому округу присвоен порядковый номер и название. Нарезка округов была принята 20 июня. Получилось так, что 27 избирательных округов расположены в границах цельных территорий муниципальных образований (МО), 17 – в границах территорий 2-х  МО и 6 округов – в границах территорий 3-х МО.  
Чем больше численность избирателей в муниципальном образовании, тем больше на его территории будет образовано одномандатных округов, там же, где численность избирателей небольшая, приходилось объединять территории муниципальных образований. Самое большое количество одномандатных избирательных округов будет образовано на территории города Краснодара – 8, это означает, что интересы жителей краевой столицы в будущем составе ЗСК будут представлять 8 кандидатов.
На сегодняшний день Законодательным Собранием края схема образования 50 одномандатных избирательных округов утверждена и официально опубликована.
 —  Будут ли во время этой кампании использоваться электронные средства контроля за избирательным процессом? (КОИБы, видеокамеры)
Нам все привычнее становится говорить о применении комплексов обработки избирательных бюллетеней, которые постепенно приходят на смену привычным стационарным ящикам для голосования.
С помощью этих устройств на территории Краснодарского края проходило голосование на 132 избирательных участках на выборах депутатов Госдумы в декабре 2011 года и на выборах Президента РФ в марте 2012 года.
Планируется, что такое же количество избирательных участков будут оснащены КОИБ и на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. В связи с этим, на избирательные комиссии, особенно на участковые, ложится дополнительная обязанность по их обслуживанию. Члены участковых избирательных комиссий, которые будут операторами «электронных урн», предварительно пройдут обучение в избирательной комиссии Краснодарского края.
Правда существуют определенные сомнения в реализации этого вопроса, связанные с тем, что пока неизвестно насколько возрастет количество партий, которые будут участвовать в выборах. Ведь именно от этого зависит размер избирательного бюллетеня, который должен будет обработать КОИБ. В данном случае количество партий имеет значение, КОИБ может не справиться с объемом информации, превышающим тот, на который он рассчитан. Поэтому с применением КОИБов пока, увы, у нас большой вопрос.
Что касается использования на избирательных участках системы видеонаблюдения, то пока перед нами такой задачи не ставится. То видеооборудование, которым оснащались избирательные участки на выборах Президента РФ, не принадлежит избирательным комиссиям. Оно находится на балансе ОАО «Ростелеком», т.к. именно «Ростелекому» специально выделялись средства федерального бюджета для его приобретения и установки.
—  Есть в новом законе изменения, регламентирующие деятельность наблюдателей и членов территориальных избирательных комиссий?
Основными принципами проведения голосования на любых выборах являются открытость и гласность. Поэтому наблюдателей мы считаем главными помощниками, которые помогают осуществлять избирательным комиссиям контроль в ходе выборов.
По нашим прогнозам 14 октября 2012 года  на избирательных участках будет работать большая армия наблюдателей от политических партий и кандидатов, и скорее всего, эта цифра может превысить госдумовский показатель, когда за ходом голосования наблюдало более 10 тысяч человек. Со стороны избирательных комиссий наблюдателям будет оказываться необходимое содействие в их деятельности и предоставлена возможность беспрепятственного наблюдения.
Полномочия членов территориальных избирательных комиссий на настоящий момент каких-либо изменений не претерпели.
— Юрий Александрович, во время проведения предыдущих избирательных кампаний в прокуратуру, в крайизбирком поступало достаточно много жалоб от оппозиционных партий и кандидатов на нарушения законодательства со стороны сотрудников ТИК и УИК.  Много ли таких жалоб и обращений нашли подтверждение, и как это повлияло на состав избирательных комиссий сегодня?
На выборах всегда присутствует конкуренция, борьба,  и в ходе  этой  борьбы есть и победители, и побежденные, причем, последних значительно больше.  Неудивительно, что побежденные стараются причины неудачи искать извне, а не внутри себя. Давайте вспомним думские выборы 2011 года. Еще до дня голосования, в период выдвижения кандидатов некоторые политические партии уже поторопились с прогнозом о том, что выборы будут нечестными и нечистыми, предсказывали в СМИ итоги выборов: победит с подавляющим преимуществом правящая партия. А что в итоге произошло? Не было ведь никакого подавляющего преимущества! Но это тоже своеобразные технологии, и в этом нет ничего удивительного.
Что же касается ответственности теризибиркомов, участковых избирательных комиссий за результат голосований, то тут я должен заявить следующее: избирательная комиссия – это не политический орган, а технический.  Комиссии работают и должны работать так, как работает КОИБ – исключить возможность какой-либо корректировки  данных. У нас, например, не было ни одного случая повторного ввода данных по результатам голосований. Были, правда, два-три случая повторного ввода, но они касались верхней части протокола, то есть числа избирателей, либо числа выданных бюллетеней, но это чисто технические ошибки. А распределение голосов – это табу.
Среди жалоб и заявлений граждан, конечно, были и вполне обоснованные. Все мы люди, бывают ошибки и в деятельности сотрудников избирательных комиссий, но я бы не стал утверждать, что они имеют какой-то преднамеренный характер. Большинство жалоб, порядка 90%, поступает в отношении участковых избирательных комиссий. Ошибки, неточности участковыми комиссиями чаще всего допускаются  из-за нехватки опыта и недостатка времени на получение необходимых знаний законодательства. Представьте себе контингент численностью в 30 тысяч человек – это целая армия, которая формируется под конкретные выборы.  Прошли выборы, сдали финансовый отчет – и комиссии больше нет! Именно поэтому сейчас в ЦИК рассматривается вопрос о формировании УИКов не на конкретные выборы, а на срок до 5 лет. Чтобы потом можно было работать не с резервом избирательных комиссий, а с членами комиссий. Ведь в межвыборный период мы обучаем именно кадровый состав, из которого формируются впоследствии комиссии. И кто из обучаемого резерва войдет в состав комиссий или не войдет – мы не знаем.  
Что касается территориальных избирательных комиссий (ТИК), то мы сформировали их в конце 2011 года сроком на 5 лет. В каждом ТИКе может быть только один освобожденный сотрудник – либо председатель, либо секретарь. Всего же в составе ТИКов края более 500 человек. За этот год сменился председатель ТИК Ейская городская и Западной ТИК г. Краснодара, а каких-либо грандиозных кадровых перемен в ТИКах не было.
— В адрес теризбиркомов во время очередной избирательной кампании поступают претензии от кандидатов, которые считают, что им отказано в регистрации по надуманным причинам. Увы, чаще всего это случается с кандидатами-оппозиционерами.
К сожалению, в данной ситуации ошибки могут допускать и сами кандидаты, и сотрудники избирательных комиссий, принимающие документы для регистрации.  Здесь нет никакой предвзятости, а присутствует лишь человеческий фактор. Никто не застрахован о ошибок.  Чтобы избегать таких неприятностей в работе ТИКов, мы постоянно проводим обучение членов избирательных комиссий. Может быть, в далеком будущем и избирательными комиссиями будет взят на вооружение принцип одного окна, когда кандидату для регистрации достаточно будет предъявить паспорт, а всю остальную информацию  о нем ТИКи будут получать из базы данных. А пока же хочу посоветовать всем кандидатам внимательнее относиться к подготовке документов для регистрации.
—  Как будете строить отношения с прессой во время выборов?
Точно так же как и в межвыборный период. Конструктивное взаимодействие, максимальная прозрачность в деятельности, своевременное информирование об основных этапах избирательной кампании – это залог взаимовыгодного сотрудничества. Нам крайне важно, чтобы избиратели в течение выборов получали объективную и достоверную информацию, и наши СМИ в этом направлении деятельности всегда шли навстречу как краевой, так и территориальным избирательным комиссиям.
А что касается непосредственного участия средств массовой информации в выборах, то обновленное избирательное законодательство не предъявляет к СМИ каких-либо новых требований. На плечах редакций периодических печатных изданий и телерадиокомпаний по-прежнему лежит ответственность за соблюдение равенства политических партий и кандидатов в доступе к СМИ, представление необходимой документации по количеству предоставленных печатной площади и эфирного времени в комиссию, организующую выборы, а главное – максимальное содействие избирательным комиссиям в информировании избирателей.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ